ГлавнаяПричитания северного краяИстория причитаний и традиции

История причитаний и традиции

У всех народов древнего и нового мира были такого рода причитания.
Не говорим о еврейских «плачевницах». Рим и Эллада в самые цветущие свои времена имели подобных воплениц.

У нас в России причитания, как и у всех других народов, всегда составляли существенную часть погребального обряда: их можно слышать и ныне по всей русской земле; но тогда как везде они приняли лирический характер и удержались только в отрывках, в северных русских пределах они сохранились в замечательной полноте, со многими чертами эпического построения.
Первым источником для изучения этих плачей служат, без сомнения, наши древние летописи. Из них мы видим, что погребальные плачи в их обрядовом значении проходят через всю русскую историю... Ими  сопровождались похороны; «умре Олег, — гласит Нестор, — и плакашася по нем вси людие плачем великом и несоша и погребоша и на горе».1 Плачи считались необходимою принадлежностию тризны. «Се уже иду к вам, — говорила Ольга древлянам, — да пристроите меды многи во граде, идеже убисте мужа моего, да поплачуся над гробом его и сотворю тризну мужу
моему». Плачи начинались тотчас же при умирании человека. Ослепленный Василько с раздавленной грудью привезен был в село Воздвиженское и «сволокоша с него сорочку кроваву сущу, и вдаша попадьи опрати и
плакатися нача попадья, аки мертву сущу оному».
Эти исстаринные погребальные плачи не дошли до нас в их подлинном и точном виде, но некоторые отрывки, сохранившиеся в древних письменных памятниках, судя по сходству их с народными причитаниями, отчасти
указывают на черты и характер древней погребальной причети. В этом отношении прежде всего обращает на себя внимание превосходный плач Ярославны, внесенный в «Слово о полку Игореве». Плач этот, несомненно, отражает в себе особенности исстаринной народной причети. Образ зегзицы, в коем представляется плачущая Ярославна, обращение к ветрам, к реке, к солнцу — это такие эпические приемы, которые встречаются и в современных народных плачах.

Представления о формах загробного существования двоятся: с одной стороны, представляется, что душа продолжает жить в устроенном для нее «домовище», а с другой — как будто она совсем оставляет этот свет и живет в надзвездном мире. Так, в причитаниях плачущие просят плотников, работающих гроб, чтобы они «сделали хоромину по разуму, прорубили косевчаты окошечка, врезали стекольчаты околенки, склали печеньку  муравленую, положили там утехи все с забавушкой». Что это опять не поэтическая только картина, подтверждается погребальными обрядами,
доныне бытующими на севере России.

С другой стороны, в плачах встречаются такие обороты: «укатилося сердечно наше дитятко ко зари оно, дитё, да ко восточной», «приубрался, свет-надежная головушка, к красну солнышку на приберегушку, к светлу месяцу на придрокушку». Мало этого; представляется, что души умерших сходятся между собою в облаках: «стане облачко с облачком сходитися, може, с ду-другом настрету постретаетесь». Заметим здесь, что солнце в детских песнях величается «пеклуньком»: солнышко-пеклунько, выглянь-ко на улку (Нов. губ.); таким образом представляется, что души умерших
витают в такой области, где царствует вечное тепло и свет и где они имеют взаимное общение.
Далее в плачах выражается сильнейшая вера в явления умерших живым:
родственники, похоронив покойника, обыкновенно спрашивают, когда ждать его в гости, в какое время года, в какой день недели, в полночь ли ждать по светлому месяцу, али в полдень ждать по красному солнышку, по
утрышку ль ранешенько, аль по вечеру позднешенько. При этом всегда высказывается живейшая готовность встретить и принять умершего с  полнейшею любовью. Превосходно в этом отношении приглашение, например, матерью своего сына; она подробно рассказывает, как она примет его, угостит, снарядит и отправит «на гульбище с бурлаками молодыма, на гульбище с красныма со девушкам». Связанные с такими представлениями обряды доныне продолжают бытовать на севере России.
Нельзя не обратить внимание и на то, что ходят оплакивать умершего по всем хоромам, при этом обыкновенно причитывают:

Повзыщу-пойду надежную головушку,
Я по этому хоромному строеньицу,
Я на этом на сарае колесистом,
Я на этом на дворе да хоботистом;
Не сряжается ль надежная головушка,
Не залагат ли он ступистоей лошадушки,
Не поезжат ли во темны леса дремучий.

История причитаний и традицииЭта причеть, соединенная с поисками умершего по дому, по двору, не отражает ли в себе верований семейного культа? Если вы скажете: «Я видел хозяина», то заонежанин поймет, что вы видели домового: то и другое понятие для него тождественны.  Далее плачи рисуют пред нами картину внутренней жизни народа и знакомят нас с его занятиями, нравами и обычаями. Мы видим, что на севере живут «пахари земли-матушки» и «ловцы-добры молодцы», стреляют серых утушек и ловят свежую рыбоньку. Женщины здесь стряпеюшки, ткиюшки, а нередко ведут и полное крестьянство и правят домом-жирушкой;
девицы же занимаются щепетеньицем: из котурна досужна рукодельица вышивают всяки разны полотенечки; кладут трубы столокотние, запасают дары тонкобранные.
Несмотря на всю бедность, во многих местах здесь любят чисто одеваться.
Щегольство в нарядах составляет одну из существеннейших особенностей, например, заонежан.
В плачах так описываются эти наряды: удалы добры молодцы носят поддевочку дорогих сукон, на ноженьках — сапоженьки козловые, круг сердечка — кушачики шелковые, на головушке — шляпоньки пуховые, на белой груди — цепочки золочёные. Нарядившись, удалый добрый молодец калёной гребеночкой учесывает свои жемчужные кудёрышки и завивает их в колечка золочёные. Красные девушки носят цветное, басистое  платьице — сарафаны новомодные, рострубистые, на головушке «жемчужную подвесточку», по подвесточке — розову косыночку; в завивную свою косу русую вплетают дорогие, золотые ленточки; по русой косы кладут цветы алые; во ушеньки — серёжки бриллиантовы; на бладую грудь — цепочку золочёную; на плеченьки — шубу соболиную. Забавами и весельем для
молодых людей служат летние гульбищечка, вешние игрищечка и зимние тихомерные беседушки.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.