ГлавнаяЭнциклопедия чудесОстров мертвых Карелия

Остров мертвых Карелия
 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЧУДЕС АНОМАЛЬНОЕ
Энциклопедия чудес часть 1
Энциклопедия чудес часть 2
Энциклопедия чудес часть 3
Энциклопедия чудес часть 4
Энциклопедия чудес часть 5
Скачать весь текст
Адская жара в Россия летом 2010 года
Смена магнитных полюсов земли
Крушение НЛО над СССР
НЛО в небе Ленинградской области
НЛО - неравномерность появления
Аномальные зоны России
Об аномальных зонах
Остров мертвых
Снежный человек в Карелии
Мажестик - 12
Геопатогенные зоны Петрозаводска
НЛО над Петрозаводском

Остров мертвых

Из кн. Ю.А.Савватеева
"Рисунки на скалах" - Петрозаводск, 1967.

Онежские петроглифы - культовый центр племени, заселявшего часть восточного побережья Онежского озера. Здесь совершались обряды с участием значительного числа людей. Откуда же они приходили? Частично из ближайших окрестностей, но, видимо, сюда стекались и жители более отдаленных мест. Значит, имеет смысл искать следы их поселений далеко за пределами петроглифов.

Результаты разведок на восточном и северо-восточном берегах Онежского озера превзошли все ожидания: везде встречались остатки первобытных стойбищ.

Богатейшее скопление их открыто Б. Ф. Земляковым, Н. Н. Гуриной, Г. А. Панкрушевым между городом Медвежьегорском и поселком Повенцом - около 100 стоянок разного времени (от мезолитических до эпохи железа). В 1963 году Г. А. Панкрушев обнаружил там огромный неолитический могильник, второй памятник такого рода в Карелии.

Южнее, на мысу Оровнаволок, Н. Н. Гурина открыла интересную железоделательную мастерскую I тысячелетия до н. э. с примитивным каменным ящиком - горном в береговом обрыве для добычи железа сыродутным способом, а в районе Челмуж - ранненеолитическую стоянку III тысячелетия до н. э.

В полевой сезон 1965 года десятки разновременных поселений найдены по берегам реки Водлы и озера Водлозера, расположенных еще ближе к петроглифам. Несколько лет назад ранненеолитическая стоянка, принадлежавшая пришельцам с волго-окского междуречья или их потомкам, была раскопана в нижнем течении Водлы, у деревни Семенове, совсем близко от Бесова Носа.

В прошлом веке следы древних людей обнаружены в 25 километрах южнее бесоносовского района, на побережье Муромского озера, соединяющегося с Онего небольшим проливчиком. В 1958 -1959 годах Н. Н. Гурина нашла здесь несколько разновременных поселений, показывающих, что и на этой небольшой территории люди обитали начиная с эпохи раннего неолита.

Таким образом, бесспорно доказано, что восточный берег Онежского озера был заселен издревле. Однако пока еще трудно очертить территориальные и хронологические границы племени, для которого бесо-носовский район был святилищем. Вряд ли в число его поселений входили стоянки северо-восточного побережья, берегов Водлозера и более отдаленных районов. Некоторые же поселения Муромского озера, низовьев Водлы и более близких окрестностей несомненно были с ними связаны.

Особое место занимает Оленеостровский могильник, который находится примерно в 50 километрах северо-западнее Бесова Носа, неподалеку от знаменитых Кижей. В. И. Равдоникас и К. Д. Лаушкин убеждены, что онежские петроглифы и Оленеостровский могильник относятся к одному времени и принадлежат одному племени. И хотя с таким мнением согласиться трудно, мы все же считаем уместным коротко рассказать читателю об "острове мертвых".

Расположен могильник на вершине крошечного острова, известного под именем Южного Оленьего. Максимальная длина его 2,7, а ширина 0,7 километра. Найти памятник помогли рабочие известнякового карьера. В начале 30-х годов при вскрытии слоя известняка им стали попадаться человеческие кости. Любознательные рабочие сообщили о загадочных могилах в Карельский краеведческий музей и передали туда первые находки. Вскоре здесь побывал А. Я. Брюсов. Несколько дней потратил он на разведку, но безрезультатно. То ли времени было в обрез, то ли островок с его каменистой почвой показался бесперспективным, но исследователь прекратил дальнейшие поиски, когда стоял уже буквально на пороге открытия.

Через два года, в конце мая 1936 года, прораб оленеостровских разработок известняка вновь сообщил в Петрозаводск, что он временно прекратил работы, поскольку карьер уничтожает какие-то захоронения, окрашенные в красный цвет. Петрозаводский научно-исследовательским институт командировал туда своего сотрудника В. Виноградова, который убедился в достоверности сообщений и понял, что перед ним могильник. А вскоре сюда прибыла группа ленинградских археологов во главе с В. И. Равдоникасом и начала широкие раскопки. Они продолжались три полевых сезона подряд и лишь в 1938 году были в основном закончены.

Могильник оказался огромным некрополем неолитической эпохи. Всего раскопали 141 могилу, в которых обнаружили 177 погребений. Но это была лишь часть могильника, другую уничтожил карьер. А. М. Линевский считает, что погибло 110-120 могил. Площадь сохранившейся части могильника составляла около 2700 квадратных метров. Ничего подобного не встречали еще археологи в лесной полосе Европейской части СССР.

Оказалось, что в могилах неплохо сохранилась кость: человеческие скелеты, черепа, костяные орудия труда, украшения и т. д. Роль консервирующего вещества сыграла известь, распространенная под маломощным пластом почвы. Это был чрезвычайно приятный для археологов сюрприз. Ведь на древних поселениях Карелии, даже значительно более молодых, не сохранились ни кость, ни дерево.

Захоронения древних оленеостровцев во многом отличны от современных. Могилы здесь очень неглубокие - в среднем по 60 сантиметров, что отчасти объясняется сильной каменистостью грунта. Подавляющее большинство покойников положено на спину, одиннадцать захоронено на боку, а пять - в скорченном положении. У них ноги сильно согнуты в коленях и подтянуты к груди, а кисти согнутых рук покоятся у подбородка. Особенно удивили четыре необычно глубокие могилы. В них покойники оказались захороненными в вертикальном положении, почти стоя.

Как правило, в каждой могиле встречалось только по одному покойнику, но попадались и такие, где было по два (16 могил), а три раза встретились даже тройные захоронения. В этих коллективных могилах взрослый человек, обычно женщина, лежит с ребенком, а в двух случаях - ребенок с ребенком. В одной из тройных могил захоронены дети, в другой - мужчины, а в третьей - мужчина с двумя женщинами.

Всех их смерть настигла одновременно.

Ученые-антропологи, тщательно изучавшие костные остатки, добытые археологами, установили не только пол, но и приблизительный возраст погребенных. По их сведениям, в основном здесь покоились люди зрелого и возмужалого возраста. Сравнительно немного оказалось детских, юношеских и старческих захоронений. До старости тогда доживали редко, а детей могли хоронить иначе.

Когда археологи добрались до скелетов (вернее до их остатков, так как многие из них сохранились все же плохо), то увидели, что зачастую они окрашены в красный цвет. Объяснялось это тем, что при погребении покойников обильно посыпали охрой - природной минеральной краской. Когда труп истлевал, краска переходила на кости и пропитывала их. Она окрасила и почву в могилах, чем значительно облегчила их поиски.

По-видимому, охра у первобытных людей была символом крови, символом огня. Для покойников она должна была стать символом новой жизни в другом, потустороннем мире, в реальности которого человек тогда нисколько не сомневался. В одной из могил был выложен даже каменный очаг, с охрой внутри. По мысли участников похорон, он должен был согревать их сородича в новом для него мире. На стремление к свету, к солнцу как будто указывает и положение покойников - головой на восток.

В строгом соответствии с представлениями о загробной жизни в потустороннем, нижнем мире снаряжали древние жители края своих сородичей в последний путь. Их не только нарядно одевали, но и снабжали необходимым инвентарем. В большинстве могил рядом с покойником лежали всевозможные вещи: в одних их много, по нескольку десятков и даже сотен, в других меньше, в третьих всего единицы, а в некоторых совсем нет.

Всего в погребениях найдено 7132 предмета. Подавляющее большинство из них - украшения (5527): подвески из резцов лося, бобра, из клыков медведя, трубчатых костей, галек и т. д. Их нашивали на одежду, подвешивали, возможно, прикрепляли к волосам, нередко из них делались и ожерелья. Достоинства таких украшений не только в их чисто эстетических свойствах, но и в том, что они служили наглядным подтверждением охотничьих успехов владельца. Украшения одинаково охотно носили мужчины и женщины.

Значительным числом представлены и орудия, изготовленные из кости, рога и камня. По назначению среди них можно выделить орудия охоты и рыболовства - всевозможные костяные наконечники гарпунов с зазубринами; разнообразные наконечники стрел, каменные и костяные; рыболовные крючки; оригинальные кинжалы и кинжаловидные орудия. Один такой кинжал изготовлен из трубчатой кости, в которой сделаны боковые надрезы - пазы, заполненные плотно пригнанными друг к другу острыми кремневыми пластинками - вкладышами.

Другую группу составляют орудия по обработке кости, дерева и кожи. Среди них небольшое количество сланцевых шлифованных топоров и тесел, а также резцы, проколки, лощила для заглаживания кожи, скребки - одно из наиболее распространенных, видимо, женских орудий труда и, наконец, ножи, изготовленные или из кремня (длинные узкие пластины, обработанные по краю ретушью), или из сланца. Последние особенно интересны. Они представляют собой тонкие и широкие отшлифованные пластины овальной формы, с маленькими отверстиями, быть может, для привязывания к поясу. Такие ножи хрупки и использовались разве что для снятия шкур с убитых животных. Встречаются также игольники, иглы для плетения сетей, различные стержни, костяные пластинки и непонятные по назначению изделия.

Особую группу находок составляют предметы искусства и культа. Это различные скульптурные изображения, обычно из кости, среди которых есть совершенно исключительные по мастерству исполнения. В качестве примера можно привести изображение головы лося, венчающей массивный костяной стержень. Все черты животного переданы очень жизненно и умело. Две скульптурки указывают на почитание змеи. Есть и человекоподобные изображения. Их всего три. Особо привлекательна двуликая скульптурка человека - свидетельство довольно развитой мифологии у древних оленеостровцев.

В самой богатой могиле обнаружено свыше четырехсот вещей, тогда как в некоторых погребениях их нет. Не свидетельство ли это имущественного неравенства? Нет, его тогда еще не могло быть. Скорее всего, богатые могилы принадлежат вождям рода или племени, захороненным по особому ритуалу. И необычный способ захоронения в вертикальном положении, и обилие вещей должно было подчеркнуть незаурядные способности покойника, много сделавшего для своих сородичей.

Ну, а бедные захоронения, без вещей? Возможно, это пленные или принятые в род, еще не усыновленные чужаки. Во всяком случае, эти люди не стали или не успели стать полноправными членами рода.

Скурпулезно изучали ученые многих специальностей каждую находку из Оленеостровского могильника и выясняли все новые и новые стороны жизни и быта древних жителей края.

Известный советский ученый М. М. Герасимов по костям черепа воссоздал облик лица двух оленеостровцев - мужчины и женщины. И теперь в Карельском краеведческом музее каждый может увидеть скульптурные портреты древних оленеостровцев.

По расположению украшений на скелетах был восстановлен "костюм" древних оленеостровцев. У мужчин и женщин он почти одинакового покроя и удивительно приспособлен к суровым местным условиям.

Характер погребений позволил сделать заключение и о верованиях древних оленеостровцев. Бесспорно, у них были сильно развиты анимистические представления. Они верили в существование души и загробного мира. Существовал, видимо, культ животных (лося, медведя и т. д.), зарождался и культ предков.

Группировка могил в двух частях могильника (северной и южной) как будто отражает деление племени на два рода.

Изучение орудий труда, костных остатков показало, что основой хозяйства древних оленеостровцев были охота и рыболовство. Главным объектом охоты служил лось. Важное место принадлежало промыслу птиц.

Древние оленеостровцы не лишены были и эстетического чувства. Об этом говорят украшения и прекрасные скульптуры.

Немало интересного мы узнали из раскопок могильника, но он хранит и много тайн, проникнуть в которые пока не удалось. Одна из них - тайна его возраста.

Оказалось, что несмотря на обилие вещей, датировать могильник труднее, чем любую "бедную" находками стоянку. В нем не обнаружено керамики. Одни объясняют это ритуалом, согласно которому в могилу не принято было класть глиняную посуду, другие считают, что могильник возник еще в докерамическое время .Автор раскопок В. И. Равдоникас ошибочно датировал могильник серединой II тысячелетия до н. э. А. Я. Брюсов, М. М. Герасимов, Н. Н. Гурина, Г. А. Панкрушев привели много доказательств в пользу более раннего его возраста, а некоторые из них относят этот памятник даже к мезолиту и твердо датируют IV тысячелетием до н. э.

Не менее сложно ответить и на другой вопрос: где жили люди, захороненные в могильнике, где их поселки? По мнению большинства ученых, они вряд ли жили на Оленьем острове. Он маленький, неудобный, да и соседство с кладбищем не могло не пугать. В. И. Равдоникас предложил такое решение загадки: Оленеостровский могильник оставлен охотничье-оленеводческим племенем, кочевавшим где-то между Онежским озером и Белым морем. Его стойбища не имеют сколько-нибудь значительного культурного слоя, на них не может быть керамики. Не сохранились и следы жилищ, поскольку ими служили походные чумы, временные шалаши, шатры, скрытые в глубине лесов - в тайге. Однако убедительных доказательств этой гипотезы не нашлось, настораживает и ни на чем не основанное признание столь раннего появления оленеводства в Карелии.

На восточном побережье Онежского озера, в прибрежной полосе и в глубине территории (по берегам реки Водлы, озера Водлозера и т, д.), удалось найти множество однотипных по характеру стоянок, которые принадлежали оседлым рыболовам-охотникам, обитавшим здесь вплоть до начала нашей эры. Правда, среди них еще не обнаружено таких, которые можно было бы безоговорочно сопоставлять с Оленеостровским могильником, но места кочевникам уже не оставалось. Следы оленеостровцев искали и на соседнем тридцатикилометровом Климецком острове. Но на нем удалось найти лишь отдельные черепки, которые говорят не более чем о кратковременных посещениях.

Вспомнили и старые коллекции. Оказалось, что при раскопках стоянки Пески I под Петрозаводском А. Я. Брюсов нашел точно такие же сланцевые ножи, как и в могильнике. Они настолько оригинальны, что намного раньше или позднее бытовать не могли. А несколько лет назад, при раскопках другой стоянки здесь же, в Песках, удалось найти еще один такой нож и очень похожий на оленеостровские кремневый наконечник стрелы.

Бесспорно, названные поселения близки по времени Оленеостровскому могильнику или даже одновременно с ним. Не принадлежали ли они одному племени? Ведь расстояние между ними значительное, и трудно поверить, чтобы покойников из-под Петрозаводска доставляли на Олений остров (хотя вообще известны случаи не менее далеких "транспортировок" мертвых). К тому же на Оленьем острове, судя по всему, хоронили только летом. Значит, умерших зимой надо было как-то хранить - тоже задача не из простых!

Вернемся на островок и посмотрим, так ли он безлюден, как иногда пишут. Оказывается, рядом с могильником есть и другой памятник - Оленеостровская неолитическая мастерская. Здесь найдено много орудий и отходов производства. Площадь мастерской очень большая - около 10000 квадратных метров. Но раскопана лишь незначительная часть ее - всего 312 квадратных метров. Получен интересный материал. Выявлено наличие ярко выраженного культурного слоя мощностью до 40-60 сантиметров, в котором найдено 416 орудий и изделий из камня. Среди них топоры, тесла, стамески, долота, грузила от рыболовных сетей, пилы, точильные бруски, шлифовальные плиты, наконечники стрел.

Не здесь ли жили те люди, которые захоронены в могильнике? Наверное, многим такое предположение покажется маловероятным. Что ж, дальнейшие раскопки помогут выяснить истину.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.