ГлавнаяШкольные сочиненияПолитические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)

А. С. Пушкин
Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)

        Политическое мировоззрение А.  С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей.  Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее  из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин.  Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей,  понимание того,  что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок,  который увидел молодой поэт, - это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие.


                Самовластительный злодей!
                Тебя, твой трон я ненавижу,
                Твою погибель, смерть детей


                С жестокой радостию вижу,  - восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием "Вольность".  В этом произведении можно видеть идеи просветителей XYIII века.  Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, "барства  дикого",  "покорствующих  бичам "рабов.  Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения:


                Владыки! Вам венец и трон
                Дает Закон - а не природа;
                Стоите выше вы народа,
                Но вечный выше вас закон.


        Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу.  Рабство - это позор!  Человек рожден свободным,  и никто не имеет права посягать на его духовную независимость.  Россия - великая  страна,  и народ ее должен быть свободен и велик.  Но о каком величии можно говорить,  когда "младые сыновья" растут для того, чтобы пополнить  "дворовые  толпы измученных рабов",  чтобы до гроба влачить "тягостный ярем". Именно об этом идет речь в стихотворении "Деревня":


                Склонясь на чуждый плуг,
                Покорствуя бичам,
                Здесь рабство тощее влачится по браздам
                Неумолимого Владельца.


        Кто же он,  "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной лозой и труд,  и собственность,  и время земледельца"? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все:


                Свободный Рим возрос,
                А рабством погублен.


        Пушкин никогда не выступал против "короны",  он всегда считал, что страной должен править просвещенный,  мудрый монарх.  Именно такой монарх  должен отменить рабство,  и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи:


                Склонитесь первые главой
                Под сень надежную закона,
                И станут вечной стражей трона
                Народов вольность и покой.


        На этих идеях воспитывались будущие декабристы,  многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта этого  периода  воспринимались современниками как призыв к действию,  как лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву П.Я.:


                Товарищ, верь, взойдет она,
                Звезда пленительного счастья,
                Россия вспрянет ото сна,
                И на обломках самовластья
                Напишут наши имена!


        После восстания  1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жестким и критичными.  В 1827 году он пишет стихотворение "Арион", которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади.  Он ясно дает понять,  что принципы его не изменились:


                Я гимны прежние пою,
                И ризу влажную мою
                Сушу на солнце под скалою.


        Образцом политической  лирики Пушкина является и стихотворение "Анчар".  Это стихотворение также является аллегорией.  Образ анчара -древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая I:


                К нему и птица не летит,
                И тигр нейдет - лишь вихрь черный
                На древо смерти набежит
                И мчится прочь, уже тлетворный.


        Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос,  каким же должен быть монарх,  властитель России?  Самодержец должен сочетать свою  власть  с законом,  защищать права человека,  олицетворять собой идеал справедливости,  силы и величия.  А именно о такой России мечтал поэт.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.