Гравюры Алексея Ивановича Авдышева
Алексей Авдышев
Поэт и художник Алексей Авдышев нашел слова и краски, чтобы влюбленно запечатлеть красоту Карелии, выразить чувства и мысли, рожденные встречами с ее индустриальными гигантами и далекими весями, со всем тем, что наполнило его сознание и душу восторгом и окрыленностью. Повествование, которое ведет автор, содержит меткие, внимательные наблюдения, глубокие раздумья о смысле и драгоценности бытия, живые, искристые эмоции. В стихотворениях и графических работах Авдышева жизнь предстает зримой и «проникнутой теплым человеческим переживанием, (которое, словно лучами солнца, касается того, что несет на себе след добрых людских дел и вековечных, мудрых творений природы.
Унес и подарил людям. Поэтические книги Авдышева не залеживаются в магазинах, а когда его графические произведения экспонируются на выставках, возле них всегда многолюдно. Так было и в Москве, где в июне 1985 года состоялся уже второй по счету персональный творческий отчет заслуженного художника РСФСР, заслуженного деятеля (искусств Карельской АССР, лауреата Государственной премии КАССР Алексея Ивановича Авдышева. В выставочном зале Союза художников РСФСР на улице Усиевича экспонировалось около 240 работ—цветных и черно-белых линогравюр, офортов, акварелей, рисунков.
Выставка стала заметным явлением в художественной жизни столицы. Зрители приняли ее с интересом и тепло. «Мне,— сказал народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий ССОР Константин Мефодьевич Максимов,— доводилось бывать в Карелии, и я как акварелист «могу оказать, что работы Авдышева очень тонко, доверительно и верно раскрывают характер, поэтическую сущность карельской природы». Коллеги отмечают, что гравюры мастера, а он вошел в российское изобразительное искусство прежде всего ими, привлекают в каждом новом эстампе образной свежестью, композиционными находками, артистизмом исполнения!.
Деревянное зодчество Карелии — наша национальная гордость, и творчество Авдышева активно служит его пропаганде. Даже добротные фотографии не могут дать такого полного и яркого представления о старинных часовнях, избах, амбарах, как гравюры Алексея Ивановича, выразительно «передающие архитектурные особенности памятников и их живое очарование.
С особой любовью Авдышев запечатлел архитектурный ансамбль Кижского погоста, хорошо знакомого ему во все времена года. Тема древнерусского зодчества требует от художника не только отточенных профессиональных навыков, но и подлинного вдохновения. Произведения Авдышева выполнены с настоящим душевным подъемом, который сродни окрыленности чувств безвестных народных мастеров, создававших свои прекрасные творения.
Знакомство с Кижами начинает гравюра, изображающая корабль на подводных крыльях, стремительно летящий по глади озера. Вокруг открывается захватывающий дыхание величавый простор. А затем на графических листах возникают общие очертания Кижского ансамбля, силуэты и более приближенные изображения отдельных строений, удивительно гармонирующих друг с другом. Художник тонко передает это почти музыкальное чередование и слияние архитектурных форм. Не стремясь к буквальному воссозданию отдельных деталей, он заботится прежде всего о раскрытии графическими средствами своеобразия и неповторимости народного зодчества. И это ему удается. Каждое сооружение в Кижах является для гравера как бы живым существом, наглядным хранителем и выразителем народных представлений о возвышенной красоте и величавости.
Гравюры и акварели Авдышева, посвященные карельскому и заполярному пейзажу, динамичны, полны живого чувства художника. В них соединяются вечная, первозданная стихия северной природы и ее лирическое восприятие современным человеком. В пейзажах мастера обычно нет конкретного изображения человека, но всюду ощущается его присутствие. И не только приметами трудовой деятельности— ладно поставленной избой, наметанными стогами сена, умело сшитой лодкой, но и тем, как увидена природа граверомнпоэтом.
Одна из лучших графических серий Авдышева посвящена удивительному архипелагу Валаам на Ладоге. Художник изобразил стройные стволы сосен, таинственные ели, поросшие мхами скалы и причудливые островки. Передал задумчивую тишину озер, мерцание солнечных бликов на травах, мерное движение волн и, кажется, даже гудение ветра в древесные кронах. Поверхность графических листов иногда серебрится, иногда строится на сочных черно-бельих контрастах или на мягких градациях тонов.
Когда-то известный русский живописец Борис Михайлович Кустодиев отмечал, что настоящий художник ведет свое повествование не только изображениями фигур и предметов, но каждым мазком, положенным на холст. Так и в гравюрах Авдышева поэтичным рассказчиком выступает пo существу любой штрих, вносящий в общий пластический строй произведения свою неповторимую ноту.
Во многих произведениях художника зрителъ встречается с поэзией мирных созидательных будней, с темой индустрии. Мастер, изображая петрозаводский порт и лесосплав, промышленный комбинат в Заполярье и рыбацкий сейнер в далеком море, передает ритмы рабочего дня и красоту трудовых свершений. В 1970—80-е годы Авдышев выполнил серию черно-белых линогравюр, посвященных освоению Заполярья. Звучные контрасты штрихов и пятен, упругие и гибкие линии убедительно воплощают образ мест, прежде почти диких, а ныне ставших для человека и мастерской и домом. Выразительны вознесшиеся над скалами и тундрой мачты и линии мощных электропередач, корпуса индустриальных гигантов. Эти графические листы с иx ослепительным белым цветом несут в себе заряд душевной бодрости и оптимизма.
И. Купцов
УЧАСТИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВКАХ
1954 Выставка произведений художников Севера. Петрозаводск
1955 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1957 Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Выставка произведений художников РСФСР, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Выставка молодых художников Советского Союза к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Москва
Фестивальная выставка работ молодых художников Карелии. Москва
1958 1-я всесоюзная выставка эстампа. Ленинград
Выставка произведений молодых художников, посвященная 40-летию
ВЛКСМ. Петрозаводск
Передвижная выставка произведений советских художников, созданных
1959 Выставеа произведений художников Карелии к Декаде искусства Карельской АССР в Москве. Москва
1960 1-я республиканская художественная выставка «Советская Россия, Москва
1961 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1962 2-я всесоюзная выставка эстампа. Москва, Киев Выставка советских художников в ГДР. Берлин Выставка молодых художников СССР в Болгарии. София
1964 1-я зональная выставка «Советский Север». Архангельск Персональная выставка. Москва
Международная выставка «Биеннале». Венеция
1965 Всесоюзная художественная выставка «На страже мира». Москва
2- я республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва Передвижная выставка художников РСФСР
1966 Выставка произведений художников Карелии в Финляндии. Варкаус
1967 Всесоюзная художественная выставка. Москва
3- я всесоюзная выставка эстампа. Баку
3-я республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва
2- я зональная художественная выставка «Советский Север». Киров
1968 Персональная выставка. Петрозаводск
1969 4-я всесоюзная выставка эстампа. Вильнюс
3- я зональная выставка «Советский Север». Петрозаводск Всероссийская выставка, посвященная 50-летию ВЛКСМ. Ленинград Персональная выставка. Сыктывкар
Передвижная персональная выставка. Теплоход «Алтай»
Выставка карельской живописи и графики в Финляндии. Кеми, Рованиеми
1970 4-я республиканская художественная выставка «Советская Россия», посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Москва
Выставка «Пейзаж нашей Родины». Москва
1971 Выставка художников автономных республик РСФСР. Москва Выставка графики и декоративно-прикладного искусства. Мурманск Выставка изобразительного искусства городов-побратимов в Швеции. Умео
1972 Выставка произведений художников Карелии. Ленинград
1973 Художественная выставка «По родной стране». Владимир
1974 4-я зональная выставка «Советский Север». Вологда Передвижная выставка «Советский пейзаж». Мордовская АССР Передвижная выставка работ художников РСФСР «По родной стране». Златоуст, Орск, Магнитогорск, Тольятти, Астрахань, Грозный, Нальчик, Орджоникидзе, Кисловодск
1975 5-я республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва Художественная выставка «Графика Севера». Ленинград, Петрозаводск, Мурманск
1976 Изобразительное искусство г. Петрозаводска в Финляндии. Варкаус
1977 Выставка «Карельское изобразительное искусство». Сыктывкар Карельское изобразительное искусство в ГДР. Нойбранденбург
1978 Выставка «Художники России — рыбакам». Астрахань Персональная выставка. Петрозаводск
1- я всесоюзная художественная выставка «Голубые дороги Родины». Москва
2- я всероссийская выставка эстампа. Ростов-на-Дону
5- я зональная выставка «Советский Север». Сыктывкар Карельское изобразительное искусство. Свердловск
1980
6- я республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва
Выставка «Карельское изобразительное искусство». Ленинград, Сыктывкар, Москва
Выставка, посвященная 60-летию образования Карельской АССР. Ленинград, Сыктывкар, Москва
1981 2-я республиканская выставка «По родной стране». Москва