ГлавнаяХудожники КарелииГравюры Алексея Ивановича Авдышева


Карелия... Край манящих озер и лесов.. Земля трудолюбивых людей Страна древних сказаний, созидательных сегодняшних будней и мечты, зовущей в еще более прекрасное завтра.
Поэт и художник Алексей Авдышев нашел слова и краски, чтобы влюбленно запечатлеть красоту Карелии, выразить чувства и мысли, рожденные встречами с ее индустриальными гигантами и далекими весями, со всем тем, что наполнило его сознание и душу восторгом и окрыленностью. Повествование, которое ведет автор, содержит меткие, внимательные наблюдения, глубокие раздумья о смысле и дра­гоценности бытия, живые, искристые эмоции. В стихотворениях и графических работах Авдышева жизнь предстает зримой и «проникнутой теплым человеческим переживанием, (которое, словно лучами солнца, касается того, что несет на себе след добрых людских дел и вековечных, мудрых творений природы.

Унес и подарил людям. Поэтические книги Авдышева не залеживаются в магазинах, а когда его графические произведения экспонируются на выставках, возле них всегда многолюдно. Так было и в Москве, где в июне 1985 года состоялся уже второй по счету персональный творческий отчет заслуженного художника РСФСР, заслуженного деятеля (искусств Карельской АССР, лауреата Государственной премии КАССР Алексея Ивановича Авдышева. В выставочном зале Союза художников РСФСР на улице Усиевича экспонировалось около 240 работ—цветных и черно-белых линогравюр, офортов, акварелей, рисунков.
Выставка стала заметным явлением в художественной жизни столицы. Зрители приняли ее с интересом и тепло. «Мне,— сказал народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий ССОР Константин Мефодьевич Максимов,— доводилось бывать в Карелии, и я как акварелист «могу оказать, что работы Авдышева очень тонко, доверительно и верно раскрывают характер, поэтическую сущность карельской природы». Коллеги отмечают, что гравюры мастера, а он вошел в российское изобразительное искусство прежде всего ими, привлекают в каждом новом эстампе образной свежестью, композиционными находками, артистизмом исполнения!.
Деревянное зодчество Карелии — наша национальная гордость, и творчество Авдышева активно служит его пропаганде. Даже добротные фотографии не могут дать такого полного и яркого представления о старинных часовнях, избах, амбарах, как гравюры Алексея Ивановича, выразительно «передающие архитектурные особенности памятников и их живое очарование.
С особой любовью Авдышев запечатлел архитектурный ансамбль Кижского погоста, хорошо знакомого ему во все времена года. Тема древнерусского зодчества требует от художника не только отточенных профессиональных навыков, но и подлинного вдохновения. Произведения Авдышева выполнены с настоящим душевным подъемом, который сродни окрыленности чувств безвестных народных мастеров, создававших свои прекрасные творения.
    
        
Знакомство с Кижами начинает гравюра, изображающая корабль на подводных крыльях, стремительно летящий по глади озера. Вокруг открывается захватывающий дыхание величавый простор. А затем на графических листах возникают общие очертания Кижского ансамбля, силуэты и более приближенные изображения отдельных строений, удивительно гармонирующих друг с другом. Художник тонко передает это почти музыкальное чередование и слияние архитектурных форм. Не стремясь к буквальному воссозданию отдельных деталей, он заботится прежде всего о раскрытии графическими средствами своеобразия и неповторимости народного зодчества. И это ему удается. Каждое сооружение в Кижах является для гравера как бы живым существом, наглядным хранителем и выразителем народных представлений о возвышенной красоте и величавости.
Гравюры и акварели Авдышева, посвященные карельскому и заполярному пейзажу, динамичны, полны живого чувства художника. В них соединяются вечная, первозданная стихия северной природы и ее лирическое восприятие современным че­ловеком. В пейзажах мастера обычно нет конкретного изображения человека, но всюду ощущается его присутствие. И не только приметами трудовой деятельности— ладно поставленной избой, наметанными стогами сена, умело сшитой лодкой, но и тем, как увидена природа граверомнпоэтом.
Одна из лучших графических серий Авдышева посвящена удивительному архипелагу Валаам на Ладоге. Художник изобразил стройные стволы сосен, таинственные ели, поросшие мхами скалы и причудливые островки. Передал задумчивую тишину озер, мерцание солнечных бликов на травах, мерное движение волн и, кажется, даже гудение ветра в древесные кронах. Поверхность графических листов иногда серебрится, иногда строится на сочных черно-бельих контрастах или на мягких градациях тонов.
Когда-то известный русский живописец Борис Михайлович Кустодиев отмечал, что настоящий художник ведет свое повествование не только изображениями фигур и предметов, но каждым мазком, положенным на холст. Так и в гравюрах Авдышева поэтичным рассказчиком выступает пo существу любой штрих, вносящий в общий пластический строй произведения свою неповторимую ноту.
Во многих произведениях художника зрителъ встречается с поэзией мирных созидательных будней, с темой индустрии. Мастер, изображая петрозаводский порт и лесосплав, промышленный комбинат в Заполярье и рыбацкий сейнер в да­леком море, передает ритмы рабочего дня и красоту трудовых свершений. В 1970—80-е годы Авдышев выполнил серию черно-белых линогравюр, посвященных освоению Заполярья. Звучные контрасты штрихов и пятен, упругие и гибкие линии убедительно воплощают образ мест, прежде почти диких, а ныне ставших для человека и мастерской и домом. Выразительны вознесшиеся над скалами и тундрой мачты и линии мощных электропередач, корпуса индустриальных гигантов. Эти графические листы с иx ослепительным белым цветом несут в себе заряд душевной бодрости и оптимизма.
И. Купцов

Заонежское раздолье 1983

Заонежское раздолье 1983

Олонецкий мотив 1986

Олонецкий мотив 1986

Зимний пейзаж 1969

Зимний пейзаж 1969

Кижский собор зимой 1966

Кижский собор зимой 1966

       
Типиницы 1970

Типиницы 1970

В рыбацком краю 1984

В рыбацком краю 1984

Мои Кижи 1983

Мои Кижи 1983

Карелия 1969

Карелия 1969

       
Северный пейзаж 1968

Северный пейзаж 1968

Соловки 1965

Соловки 1965

Суровый край 1983

Суровый край 1983

Ладожские острова 1975

Ладожские острова 1975

       
В северном краю 1975

В северном краю 1975

Дали Севера 1985

Дали Севера 1985

Острова, острова... 1974

Острова, острова... 1974

Воспоминание о Типиницах 1986
       
Индустриальный мотив 1977

Индустриальный мотив 1977

Порожистая река 1976

Порожистая река 1976

На Валааме 1974

На Валааме 1974

Тундра 1986

Тундра 1986

       
Берег заонежской деревни 1977

Берег заонежской деревни 1977

Заонежская осень 1978

Заонежская осень 1978

Сентябрь в заонежье 1978

Сентябрь в заонежье 1978

Остров Валаам 1979

Остров Валаам 1979

УЧАСТИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВКАХ
1954 Выставка произведений художников Севера. Петрозаводск
1955 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1957 Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Ок­тябрьской социалистической революции. Москва
Выставка произведений художников РСФСР, посвященная 40-летию Вели­кой Октябрьской социалистической революции. Москва
Выставка молодых художников Советского Союза к VI Всемирному фес­тивалю молодежи и студентов. Москва
Фестивальная выставка работ молодых художников Карелии. Москва
1958 1-я всесоюзная выставка эстампа. Ленинград
Выставка произведений молодых художников, посвященная 40-летию
ВЛКСМ. Петрозаводск
Передвижная выставка произведений советских художников, созданных
1959 Выставеа произведений  художников Карелии к Декаде искусства Карельской АССР в Москве. Москва
1960 1-я республиканская художественная выставка «Советская Россия, Москва
1961 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1962 2-я всесоюзная выставка эстампа. Москва, Киев Выставка советских художников в ГДР. Берлин Выставка молодых художников СССР в Болгарии. София

1964 1-я зональная выставка «Советский Север». Архангельск Персональная выставка. Москва
Международная выставка «Биеннале». Венеция
1965 Всесоюзная художественная выставка «На страже мира». Москва
2- я республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва Передвижная выставка художников РСФСР
1966 Выставка произведений художников Карелии в Финляндии. Варкаус
1967 Всесоюзная художественная выставка. Москва
3- я всесоюзная выставка эстампа. Баку
3-я республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва
2- я зональная художественная выставка «Советский Север». Киров
1968 Персональная выставка. Петрозаводск
1969 4-я всесоюзная выставка эстампа. Вильнюс
3- я зональная выставка «Советский Север». Петрозаводск Всероссийская выставка, посвященная 50-летию ВЛКСМ. Ленинград Персональная выставка. Сыктывкар
Передвижная персональная выставка. Теплоход «Алтай»
Выставка карельской живописи и графики в Финляндии. Кеми, Рованиеми
1970 4-я республиканская художественная выставка «Советская Россия», посвя­щенная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Москва
Выставка «Пейзаж нашей Родины». Москва
1971 Выставка художников автономных республик РСФСР. Москва Выставка графики и декоративно-прикладного искусства. Мурманск Выставка изобразительного искусства городов-побратимов в Швеции. Умео
1972 Выставка произведений художников Карелии. Ленинград
1973 Художественная выставка «По родной стране». Владимир
1974 4-я зональная выставка «Советский Север». Вологда Передвижная выставка «Советский пейзаж». Мордовская АССР Передвижная выставка работ художников РСФСР «По родной стране». Златоуст, Орск, Магнитогорск, Тольятти, Астрахань, Грозный, Нальчик, Орджоникидзе, Кисловодск
1975 5-я республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва Художественная выставка «Графика Севера». Ленинград, Петрозаводск, Мурманск
1976 Изобразительное искусство г. Петрозаводска в Финляндии. Варкаус
1977 Выставка «Карельское изобразительное искусство». Сыктывкар Карельское изобразительное искусство в ГДР. Нойбранденбург
1978 Выставка «Художники России — рыбакам». Астрахань Персональная выставка. Петрозаводск
1- я всесоюзная художественная выставка «Голубые дороги Родины». Москва
2- я всероссийская выставка эстампа. Ростов-на-Дону
5- я зональная выставка «Советский Север». Сыктывкар Карельское изобразительное искусство. Свердловск
    
1980
6- я республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва
Выставка «Карельское изобразительное искусство». Ленинград, Сыктывкар, Москва
Выставка, посвященная 60-летию образования Карельской АССР. Ленинград, Сыктывкар, Москва
1981 2-я республиканская выставка «По родной стране». Москва

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.