ГлавнаяШкольные сочиненияДве России в поэме Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «Живые» души в поэме Гоголя.

Н.В.Гоголь.

Две России в поэме Гоголя "Мертвые души".

"Мертвые" и "Живые" души в поэме Гоголя.

        В начале  работы  над  поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный,  какой оригинальный сюжет!  Какая разнообразная куча!
Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные,  так и положительные стороны жизни России той эпохи.  Замысел
Гоголя был грандиозен:  подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала в  "аду"-  I том "Мертвых душ",  затем "в чистилище" - II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

        Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы  современных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов,  обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек.
Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликните:  "Черт  знает,  что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие.

        В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского  помещика.  Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ,  боясь продешевить.  Это тип человека себе на уме.

        В Ноздреве  Гоголь  показал  иную форму разложения дворянства.
Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева:  сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждым встречным и  поперечным,
его  живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебоширствах.  Главная его страстишка, по словам самого писателя, "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".

        Собакевич сродни Коробочке.  Он, так же как и она, накопитель. Только,  в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова.  Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем).  Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.

        Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на  человечестве" Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.

        К галерее  помещиков,  которые  являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.

        Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме,  да и есть  ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках.  Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер
Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация,  когда он говорит,  например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине.  Это все люди,  о судьбе которых задумался автор  и задался вопросом:  "Что вы,  сердечные мои,  поделывали на веку своем?
Как перебивались?"

        Но есть на Руси хоть что-то светлое,  не поддающееся  коррозии ни  при каких обстоятельствах,  есть люди,  составляющие "соль земли".
Взялся же откуда-то сам Гоголь,  этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки,  устремившейся в будущее, в котором  не  будет ноздревых,  плюшкиных.  Мчится вперед птица-тройка.
"Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.