ГлавнаяШкольные сочиненияСоциально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя.

Н.В. Гоголь.

Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя.

        Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время  разгула  бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности.  Кроме того, это время беспощадной  эксплуатации народа,  угнетенного и бесправного,  живущего под гнетом крепостного права.

        Гоголь - великий писатель своего времени.  Он первый в русской литературе  попытался сатирически изобразить чиновников,  подхалимов и хитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости других.

        Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачения взяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это поэма "Мертвые души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепостников,  чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос" и "Шинель", показывающие глупость людей, управляющих государством.

        Социально-исторические черты присущи всем героям  Гоголя.  Существовавшая  социальная  действительность наложила глубокий отпечаток на характеры и взгляды людей того времени.  Это можно показать на примере любого произведения Гоголя.  Возьмем, например, "Мертвые души". В этом произведении выведена целая галерея  моральных  уродов,  типажей,
ставших нарицательными именами.  Гоголь последовательно изображает помещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова. Остановимся подробнее на типах помещиков. Все они являются эксплуататорами, высасывающими кровь из крепостных крестьян.  Но пять портретов, выведенных в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущи
не только социально-исторические,  но и общечеловеческие черты и пороки. Например, Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делающий,  не желающий трудиться.  Все его занятия состоят из выколачивания
пепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах о мосте через пруд,  да о купеческих лавках,  в которых будет продаваться всякая снедь для крестьян. Образ Манилова является находкой Гоголя. В русской литературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова.  Кстати,  как образ Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным.

        В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка.  Но этот образ не так уж и однобок,  как принято писать о нем в  критике.  Настасья Петровна - женщина добрая,  гостеприимная (ведь Чичиков попадает к ней ночью,  сбившись с дороги),  хлебосольная.  Она не так тупа, как принято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она боится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее морочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется пред-
ложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости.

        Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порожденную строем,  - это жажда накопительства, наживы и глубокая рассчетливость во всех предпринимаемых делах.  Таков Собакевич.  Это человек, бесспорно,  хитрый и умный,  ведь он первый из помещиков понял,  зачем Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших
крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер".
Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной  противоположности - к нищете.  Мы это видим в Плюшкине,  вечном образе Скупого.  Плюшкин превратился в животное,  утратил даже свой пол (Чичиков даже принимает
его за женщину), стал "прорехой на человечестве".

        Бюрократизм и  самодержавие  способствуют  появлению  в России дельцов,  подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам других,  более  слабых  людей,  идти к цели,  расталкивая других локтями.
Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул" своего  учителя,  потом повытчика,  затем своего товарища-таможенника.
Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в человеке все человеческое, растлевает его, омертвляет его душу.

        В комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, непорядочность героев.  Главный герой Хлестаков -  олицетворение  душевной пустоты,  фанфаронства,  глупости.  Он похож на пустой сосуд,  который
можно наполнить,  чем угодно. Именно поэтому чиновники уездного города Н принимают его за важную персону.  Они хотят видеть в нем ревизора, и он ведет себя так,  как по их понятиям должен вести себя  ревизор-взяточник.  В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту, хвастовство, стремление выдать желаемое за действительное.

        В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только социально-исторические типы людей,  но и общечеловеческие пороки: пустота, глупость,  жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя бессмертны, потому что бессмертны человеческие пороки.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.