ГлавнаяШкольные сочиненияИзображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» .

Н.А.Некрасов.

Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" .

        "Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей.  В  центре ее - изображение пореформенной России.  Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь.  Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои:  от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

        Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.

        Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно понять,  о каком периоде говорит Некрасов.  Поэт имеет  ввиду  реформу 1861 года,  по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

        Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить  дальше,  о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства,  которого "тоска-беда измучила" звучит  с особой силой в песне,  названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не смягчает красок,  показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред-
рассудки и пьянство в крестьянском быту.

        Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость,  деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово,  Неелово.  В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная,  голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью воскли-
цает поэт, -дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие,  несолоно хлебавшие".  Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

         С нескрываемым сочувствием относится автор к тем  крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием.  В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов,  холопов вроде Якова, Глеба,  Сидора,  Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность,  способность к самопожертвованию, душевное благородство.
Это  Матрена Тимофеевна,  богатырь Савелий,  Яким Нагой,  Ермил Гирин, Агап Петров,  староста Влас,  семь правдоискателей и другие. У каждого из  них своя задача в жизни,  своя причина "искать правду",  но не все
они вместе свидетельствуют о том,  что крестьянская Русь уже  пробудилась,  ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:


                Не надо мне ни серебра,
                Ни золота, а дай Господь,
                Чтоб землякам моим
                И каждому крестьянину
                Жилось вольготно, весело
                На всей святой Руси!

        В Якиме  Нагом  представлен  своеобразный  характер  народного правдолюбца,  крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью,  как и все крестьянство.  Но он отличается непокорным  нравом.  Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

                У каждого крестьянина
                Душа, что туча черная,
                Гневна, грозна - и надо бы
                Громам греметь оттудова,
                Кровавым лить дождям,
                А все вином кончается.

        Примечателен и Ермил Гирин.  Грамотный мужик,  он служил писарем,  прославился на всю округу справедливостью,  умом и  бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность.  Однако Некрасов не  делает  из  него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает
в рекруты сына Власьевны,  а затем в порыве раскаяния чуть не  кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

        Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда,  расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный  характер,  но такова была действительность крепостного общества.  Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян  помещиками и управляющими их имений.

        Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари,  такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение  говорит о пробуждающимся сознании крестьянства,  о накипающем протесте его против угнетения.  Некрасов писал  об  угнетенном  народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую"
могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

                Рать поднимается
                Неисчислимая,
                Сила в ней скажется
                Несокрушимая.

        Крестьянская тема в поэме неисчерпаема,  многогранна,  вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену
Тимофеевну,  прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания,  например, "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику,  и работящих крестьян  из главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным,  притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие
другие образы поэмы.

        Все эти образы,  даже эпизодические,  создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале,  создает впечатление русской народной песни,  исполняемой  на многие голоса.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.