ГлавнаяШкольные сочиненияОсобенности жанра и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы.

Н.В.Гоголь

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души".  Художест-
венные особенности поэмы
.

        Гоголь давно мечтал написать произведение,  в "котором бы явилась вся Русь".  Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов  России  первой  трети  XIX века.  Таким произведением стала поэма
"Мертвые души",  написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа,  Гоголь нашел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.

        Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой.  Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.

        Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения.  Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя.  "Божественная
комедия" состоит из трех частей.  В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия,  которая сопровождает лирического героя в ад,  они проходят все круги,  перед их взором проходит целая галерея
грешников.  Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему  своей Родины  - Италии,  ее судьбы.  По сути,  Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно
перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад".

        Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент  воспевающий,  созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам сменяется комическое
повествование.

        Значительное место  в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды,  что характерно для поэмы как  литературного жанра.  В них Гоголь касается самых острых общественных вопросов России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

        Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым.

        С первых  же  страниц  произведения мы ощущаем увлекательность его сюжета,  так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель
не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи построены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ,  нельзя воспринимать как положительный  (на столе у него лежит книга,  открытая на одной и той же странице,  а его вежливость притворна:  "Позвольте этого вам не позво-
лять"),  но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает чертами характера.  Но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки,  так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
По мысли Гоголя это - символ "человека-коробочки",  в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

        Тема разоблачения  чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор".

В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества.

        Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине".
Она сюжетно связана с поэмой,  но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения.  Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

        Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен  лирический  образ народной  России,  о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.  За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал  душу русского  народа,  которую  и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки,  воплощающей в себе силы России:  "Не так ли и ты,  Русь,  что
бойкая,  необгонимая  тройка несешься?" Итак,  мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении.  Он изображает  социальную болезнь  общества,  но также следует остановиться на том,  как удается это сделать Гоголю.

        Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации.  В изображении  галереи  помещиков умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи  статичны,  они  не  развиваются  (кроме Плюшкина  и Чичикова),  запечатлены автором как результат.  Этот прием подчеркивает еще раз,  что все эти  Маниловы,  Коробочки,  Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души.  Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристика  персонажа  через
деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так порой точно детали отражают характер и внутренний мир персонажа.  Чего стоит, например,  описание имения и дома Манилова.  Когда Чичиков въезжал в имение
Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку,  на грязь и безхозность, на обои в комнате Манилова, то ли серые,  то ли голубые,  на обтянутые рогожей два стула,  до которых так и не доходят руки хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике,  сделанной самим автором:  "Ни то,
ни се,  а черт знает,  что такое!" Вспомним Плюшкина,  эту "прореху на человечестве",  который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в
засаленном халате,  на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение,  грязь,  ветхость.  Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь,  через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С.Пушкин:  "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни,  уметь очертить в такой силе пошлость
пошлого человека,  чтобы вся та мелочь,  которая ускользает  из  глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".

        Главная тема поэмы - это судьба России:  ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.  Этот замысел можно сравнить со второй и третей  частями "Божественной комедии" Данте:  "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было сбыться:  второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.  Гоголь терялся,  задумываясь о будущем России :
"Русь, куда же ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа".

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.