ГлавнаяФотоСправочник фотографаКак фотографировать природу — Сьемка цветов

Сьемка цветов

Как фотографировать цветыОдним из преимуществ жизни в умеренном климате является сезонное многообразие растений. Весну нередко называют временем  обновления и роста, очень часто ее ассоциируют именно с цветами. Леса оживают, украшая себя после месяцев зимней спячки.  Лютики, чистотел, колокольчики, заячья капуста и раннецветущие орхидеи привносят в лесной пейзаж желанное многообразие
красок. Это буйство красок продолжается и летом, когда многие растения достигают пика цветения и нам предоставляется множество  удачных возможностей сделать снимки, в том числе «портреты», крупные планы, абстракции и красочные пейзажи.
Если вы живете недалеко от леса, где можно встретить дикорастущие цветы, вам, пожалуй, ничего не нужно планировать.
Можете следить за их ростом и выбирать самое удачное время, когда погодные условия будут идеальны, а растения будут в полном  блеске красоты. Многие фотографы неправильно полагают, что цветы, будучи неподвижными объектами, мало что могут предложить интересного по сравнению со съемкой живых существ или других сюжетов живой природы. Это, однако, не вполне так. Я провел многие  годы, работая в той и другой области, и мне кажется, что съемка цветов и других сходных сюжетов может быть чрезвычайно интересной и сложной.

Подход и техника

Съемка цветов может стать неприятным занятием, если вам придется противостоять ветру и другим силам природы.
Нет ни одного метода или приема, который универсально срабатывал бы в любой ситуации. Ваши методы и подход
будут в изрядной мере продиктованы объектом съемки, его расположением, погодой, условиями освещенности
в конкретное время, а также имеющимся в вашем распоряжении оборудованием. По мере того как вы будете достигать технического  совершенства, вам захочется расширить горизонты и перейти к съемке других видов.

Планирование и подготовка
являются существенными составляющими любой поездки, если вы не хотите зря потратить время и деньги. Цветы эфемерны, и очень важно хорошо рассчитать время, если хотите застать их на пике периода цветения. Лично меня особенно привлекают орхидеи, и ранней весной я нередко совершаю поездки в страны Европы и Средиземноморье.
Я стараюсь тщательно планировать поездки и заранее набрасываю себе список ключевых видов, которые мне хочется снять. Очень важно заранее разузнать возможные места и время цветения растений, которые вы хотите увидеть, и сделать это надо до  поездки. Многие ботанические журналы публикуют статьи о полевых поездках в различные страны, в особенности в средиземноморский  регион.  Можно также приобрести немало полевых путеводителей по странам Европы и Средиземноморья, где указано время цветения орхидей и других наиболее известных растений. Популярные в отношении ботаники райские уголки, такие, как Крит, Корфу,  Кипр, публикуют специальные издания с информацией о местах, идеально подходящих для начала поиска. Во время путешествия  обратите внимание на обыкновенные придорожные заросли: они предлагают многообразие заманчивых видов и их всегда стоит  исследовать. Очень полезно познакомиться с кем-то, кто хорошо знаком с этой местностью; такие люди всегда смогут
посоветовать вам подходящее время для поездки.

Правильный выбор сюжета

Может показаться абсурдным говорить о том, как правильно выбрать сюжет, если вы стоите посреди поля и со всех сторон вас манят соблазнительные возможности. Многие неопытные фотографы носятся взад и вперед, заполняя рамку видоискателя портретными изображениями всего, что им попадается, при этом они не уделяют внимания условиям, положению или эстетической привлекательности растения. Выбор сюжетов, которые могут стать хорошими фотографиями, значительно сложнее, чем вам может показаться вначале. Неопытные фотографы часто набрасываются на первое же  увиденное ими растение; я сам много раз попадал в такую ловушку и тратил кассету или две на один сюжет, а после этого, сделав  несколько шагов в сторону, натыкался на более привлекательный образец в просто идеальном окружении.
Перед тем как нажать кнопку спуска, отойдите в сторону и еще раз присмотритесь к объекту съемки.

Идеальные условия

Идеальные условия для съемки цветов - это безветренные, светлые, но облачные дни. Небо становится в этом случае гигантским рассеивателем, позволяя сделать акцент на мельчайших деталях сюжета, таких, как его текстура и тонкое строение. Крупноплановая съемка цветов в солнечном свете не лишена своих сложностей. Жесткий направленный свет может создавать проблемы, в особенности если вы снимаете бледно окрашенные цветы на фоне густой растительности. Одним из решений будет использование заполняющей вспышки; она может высветить теневые
участки среди растительности и подсветить скрытые нижние части растения. Если цветок не слишком велик, поместите диффузор между солнцем и объектом. Это смягчит как освещение, так и тени. Пригодится и рефлектор-отражатель, чтобы направить свет в  теневые участки. Поэкспериментируйте с подсветкой сзади. Цветы с покрытыми мелкими волосками стеблями, такие, например, как  маки, смотрятся на редкость эффектно, если снимать их на темном фоне.

Документальный подход

К съемке цветов существует множество подходов. Один из наиболее популярных - создание кадров с научной и документальной  ценностью. Этот подход нередко предпочитают ботаники и фотографы с большим багажом научных знаний. Такой подход нередко  диктует съемку широкоугольным объективом, требуя показать самые важные свойства растения в естественных условиях. Данный тип фотографии все еще практикуют многие фотографы, включая и меня; именно этим объясняется изрядный процент проданных снимков из моих ботанических коллекций. Если вы собираетесь продавать свои снимки, вам придется заняться творчеством, поскольку снимки, лишенные воображения, будут казаться однообразными и станут повторяться.

Как фотографировать цветы

Творческий подход

В наши дни нередко практикуют творческий подход. Им может стать выделение или увеличение части сюжета и создание абстракции  либо показ небольшой части растения с минимальной глубиной резкости для создания эффекта размытости. Может показаться, что это  противоречит четким, хорошо экспонированным снимкам, которые считались нормой еще совсем недавно. Работа с большим  коэффициентом увеличения (превышающим половину естественной величины) открывает перед фотографом новые возможности. Мы  начинаем видеть необыкновенные формы и структуры цветов, которые обычно оказываются за пределами возможностей нашего  зрения. По контрасту туманы ранним утром и легкий дождь также могут создать интересный эффект, тогда как длительная выдержка подчеркнет движение и создаст множественные образы. Голубое небо не слишком подходит для крупноплановой
съемки, оно становится привлекательным фоном для снимков большой массы цветов, добавляя пейзажным фотографиям цвет и  насыщенность.

Выбор объектива

Другие факторы, влияющие на качество снимка на пленке, - это формат камеры, фокусное расстояние объектива,  выбранная диафрагма, освещение и тип пленки. Выбор объектива в значительной степени продиктует тип фотографии,
который вы хотите получить. Телеобъективы идеально подходят для создания портретных снимков цветов, поскольку уплощенная  перспектива и узкий угол зрения помогут выделить сюжет и отделить его от фона. Зум-объективы хорошо зарекомендовали себя при съемке растений в труднодоступных местах, таких, как края утесов, реки и заболоченные участки. Широкоугольные объективы применяют для изображения растений в естественной среде. Традиционный подход - съемка с широкого угла, при этом  растение обычно смещают в правую или левую сторону кадрирующей рамки, чтобы его среда обитания стала привлекательным фоном.  При крупноплановой съемке широкоугольные объективы искажают нормальную перспективу. Объекты, которые расположены ближе к объективу, кажутся больше, становятся утрированными, вырванными из контекста по отношению к остальной части снимка. При  съемке цветов этот эффект можно использовать весьма продуктивно, в особенности если вы будете снимать с низкой точки.

Передача цвета

В значительном большинстве случаев окраска многих цветов хорошо передается при съемке на слайдовую пленку.
Однако некоторые голубые и синие цветы - в частности, колокольчики - создают значительные трудности при точной передаче цвета.  Живые ковры колокольчиков, на пленке окажутся перемазанными розовым. Это происходит из-за того, что многие голубые цветы  отражают больше красных и инфракрасных лучей. Поскольку наши глаза более чувствительны к голубой части спектра, чем к красной, эти цветы мы видим именно голубыми. Пленка более чувствительна именно к красным лучам, а потому на снимках цветов  нередко возникает розоватый или лиловатый оттенок.
К съемке цветов существуют различные подходы. Фотографирование ранним утром в пасмурный день - один из выходов, поскольку  данное освещение чаще всего характеризуется голубым оттенком. Если вы делаете снимок крупным планом, можете использовать  диффузор для изменения цветовой температуры или бледно-голубой корректирующий фильтр. Однако не забудьте, что это повлияет
и на другие цвета снимка.

Использование штатива

Работайте со штативом, если вы хотите стабильно получать снимки хорошего качества. Используйте тросик или электронный ПДУ для  снижения вибрации. Когда речь заходит о выборе объектива, идеальным выбором будет макрообъектив, если вы раздумываете, не заняться ли съемкой цветов. Возможность увеличения - полезная характеристика, поскольку вам не придется бесконечно
добавлять и снимать удлинительные кольца - это может повлиять на компоновку кадра. Старайтесь использовать макрообъектив с фокусным расстоянием примерно 100 мм; избегайте более короткофокусных 50-мм объективов.
Большее фокусное расстояние даст вам большее рабочее расстояние и возможность менять увеличение вплоть до масштаба 1:1, как  это свойственно практически всем современным объективам. Это позволит варьировать технику съемки, делать портретные снимки  или крупноплановые этюды отдельных цветов, а также создавать абстрактные композиции. Существуют альтернативные способы  изготовления объективов, которые помогут вам фокусироваться ближе. Диоптрийные насадки или макролинзы (см. с. 37-39) помогут
достичь неплохих результатов, если использовать их с трансфокаторами при закрытой диафрагме для портретной
съемки цветов. Удлинительные кольца (см. с. 44-45) - еще один вариант. Их можно применять по отдельности или в сочетании со  стандартными или зум-объективами для повышения коэффициента увеличения. Учтите, что, используя их с зум-объективами, вам  придется наводить резкость всякий раз, когда вы измените фокусное расстояние объектива. Другие важные аксессуары - диффузор и  отражатель (рефлектор) для контроля естественного освещения, а также поляризационный фильтр для снижения бликов блестящей растительности и улучшения цветонасыщения. Вам следует также всегда носить с собой вспышку для уменьшения теней и  контрастности. Она должна быть полностью совместима с вашей камерой.

Как справляться с природными явлениями

Одна из серьезных проблем, с которой сталкивается любой фотограф при съемке в естественных условиях, - это
ветер и движения объекта. Это особенно актуально при съемке цветов. Легкий прерывистый ветер не создает чрезмерных помех в работе, поскольку между порывами всегда бывает короткая пауза. Я часто пользуюсь самодельным ветровым
экраном, сконструированным из плотного прозрачного полиэтилена, который фиксирую при помощи легких алюминиевых штырей. Это  оправдывает себя при небольшом ветре, когда высота растения невелика. Световой бокс от Lastolite поможет справиться с  возникающими из-за ветра движениями. Его можно эффективно использовать в ясные солнечные дни; он необходим для рассеивания  жесткого направленного освещения и снижения контрастности кадра. Еще один полезный аксессуар я называю стабилизатором стебля. Это очень простое устройство, нечто вроде прищепки, закрепленной на небольшой гибкой «шейке »; зубчики зажима плоские, они  не повреждают стебель растения. Я размещаю зажим под соцветием, так что он оказывается вне границ кадра. Это очень полезное  приспособление, поскольку не нужно ждать, когда же наступит мгновенная пауза между порывами ветра. То же самое может быть сделано при помощи двух маленьких рогулек с ближайшего дерева. Помните, однако, что, если начинается
сильный дождь или ветер дует не переставая, лучше остаться дома и попытать удачу в другой день.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.