ГлавнаяАрхивФольклор Олонецкой губернииФольклор Олонецкой губернии

Настоящая работа является попыткой автора обобщить опыт использования фольклора Карелии в  работе с молодежью - учащимися и студентами.
Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. Народная поэзия зародилась в глубокой древ­ности.
Ее создателем был трудовой народ. Поэтому содер­жание фольклора отражает его жизнь, его миропонима­ние, философию, нравственно-этические, эстетические и ре­лигиозные взгляды. Устное творчество на первых этапах своего развития выполняло и утилитарно-бытовые функ­ции. Рожденное практикой трудовой жизни, оно и слу­жило ей: магия, ритуал, мифология, искусство синкретично существовали в обрядовой практике, в практической жизни тех, кого кормили земля, лес, вода...

В процессе исторического развития человеческого обще­ства фольклор выделяется из непосредственной жизненной практики. Относительно самостоятельные функции приоб­ретают искусство слова, магия, обряд. Преодоление синкре­тизма, выделение художественно-эстетических начал сде­лало фольклор самостоятельной духовной ценностью. Его характерной чертой стало стихийно-материалистическое ос­мысление мира природы и человека, культивирование вы­соких нравственно-этических норм жизни.

Фольклор вместе с тем приобрел и новую функцию - воспитательную: он стал добрым наставником и воспитателем подрастающих поколений. Без нудных нравоучений и нотаций, намеком, метким словом, притчей он учит добру и справедливости, мужеству и нежности, верности  и чести - этим непреходящим ценностям человеческой морали.
Нашему современнику, воспитанному  на литературной традиции, малознакомы мифологические образы магиче­ски обрядовые компоненты, стихийно-материалистическое содержание фольклора.Фольклор населения Олонецкой губернии
Между тем устное творчество на­рода является ценнейшим источником для постижения его мировоззрения, истории развития религиозных верований. Академик Б. А. Рыбаков писал: «Нам необходимо ознако­миться с таким драгоценным фондом, как русский фоль­клор, фондом, содержащим большие возможности ретро­спективного углубления в первобытность. Архаизм восточнославянских сказок... и их связь с древними народными верованиями и мифологией давно ощущался исследо­вателями»

Вот почему в поисках путей совершенствования  просвещения молодежи я обратился к фоль­клору. Он привлек меня не только антиклерикальными тенденциями. Произведения фольклора - это неисчерпае­мый кладезь народной мудрости и культуры, приобщение к которой духовно обогащает человека, доставляет ему глубокое эстетическое наслаждение. Фольклор может иг­рать очень большую роль в формировании духовного мира человека, в его нравственном развитии.
Предлагаемая вниманию читателей работа продолжает традицию анализа краеведческого материа­ла Карелии. Объектом изучения  автора в этой работе стал фольклор - русский и карельский. Читая книгу, вы побываете на классном часе, где идет разговор о карель­ской загадке, на походной тропе и на заседании студен­ческого научного общества, вместе с учениками и студен­тами почувствуете радость общения со сказительницей и с людьми, что живут рядом с вами, по-своему одарен­ными и духовно богатыми.

Название работы «Сказка - ложь, да в ней намек...» - условное. В работе   рассматривается   не   только сказка, а почти все фольклорные жанры, которыми так богата Карелия. Тем не менее сказке действительно уделено мно­го внимания. В Карелии бытуют поморская, пудожская, карельская, заонежская сказки.

Сказка радует нас красо­той слова, пышной фантазией, позволяет мечтать или при­мерять различные маски: благородного царевича, злого и могущественного Кощея,   красавицы   Елены, бедной Золушки и страшной бабы-яги. Кто ты такой? Каким хо­чешь быть? «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым мо­лодцам урок»,- так говорит о себе сказка. В ней желае­мое принимается за действительное, фантазия позволяет побеждать чудовищ, преодолевать пространство и время.
Но сказка не только ложь, это и намек на жизнь, и сама жизнь, только в иных плоскостях. Здесь господствует не мир вещей, а мир идей, так необходимых человеку, осо­бенно детям, для постижения реального   мира. Сказка «действует на ребенка почти как реальность»,- замеча­ет доктор психологических наук А. Г. Ковалев К.
В данной публикации использованы материалы из книги В.П. Ершова "Сказка ложь, да в ней намек" Петрозаводск  "Карелия" 1988 год

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.