ГлавнаяАрхивЭтнография Олонецкой губернииЭтнографическое описание Ребольского прихода

На папке следующая запись:

Громов, З.
Экономическое описание
Ребольского прихода
41.XXV – Ред.>
I.62.
<Карандашом в верхнем правом углу листа: Арханг. губ.>

Этнографическое Описанiе Ребольскаго Прихода.

Наружность.


старая церковь в РеболахРеболы (по корел. Реболяшша). Одно название уже дает некоторое понятие о народо-населении здешнего края – Ребол. А потому, приступив к описанию наружности и всех вообще этнографических описаний жителей здешнего края – Ребол, необходимо объяснить самое слово Реболы-Реболяшша. Реболяшша слово производное – Финское. Оно происходитъ от слов: Ребо ? лисица и Ляшша – блиско. Название это получили Реболы, как говорит народное предание от перваго жителя-Финлянца поселившагося в пограничных лесах – чтo ныне Реболы и оставшимися в Финляндии соседями его прозваннаго по этому Ребо-лисица.

Когда именно поселился здесь этот Финлянец-Ребо и основал народонаселение, по неимению достоверных-письменных сведений решительно определить не возможно. Но если принять в уважение народное предание еще несколько сохранившееся в памяти старожилов, то Ребол нельзя считать в ряду с теми местностями Олонецкой Губернии, которые получили начало населения в позднейшия времена. Не принадлежат они впрочем и к числу древних народо-населений. 11/2 ста лет – вот вероятное начало существования здешних аборигенов. Народное предание гласит, что когда Финляндия была вне зависимости Российской – многие одинокие хижины переселенцев и дезертиров разных мест спасались от преследований начальства в неизвестных тогда – здешних краях.

И к этому присовокупляет, что тогда многие из Финлянцев приходили на Русскую границу, грабили одиноких жителей и обобрав имение в добавок жгали домы и заведения хозяйственныя. Чтo между прочим достоверно тем более, что и ныне можно найти несколько развалин таковых домов и пепелищ – следов не добрых гостей – Финлянцев. Некоторые из хижин этих отшельников уцелевшие от набегов Финлянцев в последствии времени образовали селения, из коих некоторыя только в настоящее время имеют свое существование (а); а все прочие оставили по себе один вечный памятник – груды камней и обдерневших пепелищ. Так то началось народонаселение здешняго – необитаемаго края.


В последствии времени негодные в обществах люди, зная малолюдность здешних лесов а след. предполагая и некоторую безопасность жительства, пробирались сюда, и здесь сначала вдавшись в работники наместному из жителей, а потом узнав место-положение и выгоды края, избирали по своим понятиям и расчетам, более или менее выгодное место, строили стан (хату), заводили хозяйство и поженившись образовали целыя селения. Таким образом прочия селения входящия в состав Ребольскаго прихода, образовались во времена позднейшия – времена очень не давния. И почти все они первоначальными основателями своими имеют тех же дезертиров, ? тех же виновников – закона преступников, которые боясь должнаго наказания за свои преступления, нашли преступную защиту в непроходимых лесах Карелии.

Между старожилами есть даже очевидцы первоначальному образованию многих здешних деревень. По словам старожилов деревни Кимовары, Омельяновская, Фофановская и Савастьяновская имеют свое существование около 80 лет. Первая из них, говорят старожилы, получила свое существование от Шведа по имени Кимайне, который будучи обвинен в покраже, скрылся из своего селения и пробравшись сюда поселился близ реки по названию Вары. Вторая, получила свое существование от Поморскаго купца по имени Омельяна, который будучи не в состоянии уплатить долгов /кредиторам/ забрал свое имение и чрез г. Кемь пробрался на место – ныне деревни Омельяновской, откуда не раз, говорят старожилы, ходил в Поморье, и от туда получал уведомления.

Деревни Фофановская и Савастьяновская от Фофана и Савастьяна, также поморов – Кемскаго Уезда, которые подлежав рекрутской повинности, скрылись и забравшись сюда – в Реболы служили у одного из жителей в виде работников, а по прошествии некотораго времени поселились на местах где ныне уже образовались деревни Фофановская и Савастьяновская (Плякки). Выходцы этих деревень и еще новые пришельцы-поморы еще позже начали разселяться по разным местам и таким образом образовались все селения входящия в состав сего описания и составляющия Ребольский приход. – Таким образом древнее <Так в рукописи. Нужно: древнее – ред.> население здешняго края принадлежит собственно Шведам, новейшее же принадлежит преимущественно Поморам. Посему особенно замечательны и совершенно различные между собою два рода поличья людей – жителей здешнего края – Ребол:


Одни из них , большая часть, имеют цвет лица белый несколько нежный с приметною бледностию, волосы или белые или совершенно рыжые, глаза серые, нос и рот умеренные, зубы чистые, белые. Средняго росту, тончавы и легки. Они деятельны, ловки, но мало проворны и мало равнодушны к воздушным переменам. На вид веселы, простодушны, не злопамятны, сильно горячи но скоро отходчивы. Другие (в) <имеют> лице чистое широко-одутловатое и на оном вместо обыкновеннаго румянца розовые пятна различной величины (как у Лапланцев и Лопарей). Голова приметно большая шарообразная, волосы жесткие, черные и длинные, брови черные густые, глаза несколько впалые черные, рот несколько <Так в рукописи. Нужно: несколько – ред.> шире обыкновеннаго, зубы усыпаны черными пятнами, нос курчавый тупой, вид сурьёзный, росту средняго, телосложения крепкаго, здоровы, плечисты и довольно равнодушны к холодной температуре глубокаго Севера, ловки, но мало проворны и еще менее деятельны.
 

Домашний быт.
1; Устройство домов и других построек и их расположение.
Имея малое сношение с Русскими местами и жителями, жители здешняго края как все вообще обычаи заимствуют от Финлянцев, так и в отношении домашняго быта. Устройство домов, их расположение и обстановка совершенно различны от русских построек и расположения. Домы селений здесь
 

------------------------------
а; При описании имелись в виду следующия деревни Ребольскаго прихода: Древнее: Чолки-озеро, Погосткая и Колвас-озеро. Новейшие Омельяновская, Савастьяновская, Фофановская и от них Ровкулы, конец остров, Кимовары и от ней Лендеры, Ловут-остров, Короппи-озеро, Лужма и Тули-вары – б; Племена Шведов – в; Племена Поморов. –

расположены не попорядку один после другаго по известной линии, но каждый отдельно по удобному для него расположению (а), так что между ними находится или небольшое поле или лесок или по крайней мере небольшое растояние помещающее в себе или огород или пожню, а потом [опять] другой дом опять с особою для себя усадьбою. Посему и небольшия селения, примерно из 10 дворов занимают пространства на пол версты и более. При доме на одной с ним связи сени, двор и другия постройки для помещения домашняго скота исключая кладовых, вместо коих строются два амбара (б) всегда один подле другаго против окон главнаго дома (избы).

В одном из них помещаются все съесные припасы – как то хлеб, рыба, грибы, ягоды и прочее; в другом – платье, посуда и всякая домашняя рухлять. В подполье каждаго дома (избы) находится ручной жернов, на котором мелют зерна на муку, а потому водяных и ветрянных мельниц почти не существует, а если они и есть, то мелют на них одни только владельцы – хозяева мельниц. Позади двора строится черная крестьянская баня и не в дальнем от ней растоянии ригача для молотбы хлеба.

Она всегда строится четыреугольная – квадратная и не обыкновенной вышины, так, что в ней в верху на подкладках (жердях) сушат жатый хлеб а внизу молотят зерна. В одном углу ея, всегда ближе дверей ставится печка из дикаго камня обмазаннаго глиною. На противуположной стене прорубается небольшое окно. Сверху стелется потолок из тонких бревен а потом закрывается тесиною на два очень отлогие ската. Близ ригачи находится особо-выстроенный сенник для поклажи соломы и сена. Он строится из толстых жердей, которые пристраиваются не плотно одна к другой но между ними остаются щели шириною в палец. Сенник покрывается тонкими жердями с подкладкою береста или еловой коры на один двопокатый скат.
____________
а; Всегда домы строются лицом на Юг или на Юго-восток или на Юго Запод.
б; У некоторых, кто по богаче, один на два раздела с вышкою под одним общим навесом.
Прим. Амбары вообще строят без окон.

 
Между постройками особенно замечательны восмиугольные амбары – почитаемые старинными, их очень мало, они выстроены из деревянных брусьев и закрыты тесиною на два обыкновенные ската. В них помещается большею частию домашняя рухлять.
Между домашнею утварью особенно замечательны берестянные веревки (нуора) употребляемые преимущественно в летнее время для рыбной ловли. Они делаются следующим образом: крутят на станке (а) несколько тесем погоннаго береста и потом три закрученных таким образом пряди соединяют вместо и снова закручивают в один толстый канат-веревку. Она довольно прочна и, по словам жителей, может прослужить до 10 лет, если небудет изломана в зимнее время.
Праздничный – легкий санник (кория). Он делается прямой в виде ящика из тонкой доски, боковые доски его вырезываются двумя полукружиями так что во втором полукружии закрайки доски остаются менее четверти аршина. Зад его довольно возвышен и несколько отвалист. Углы его сшиваются коноплянными веревками а для крепости во внутреннюю сторону угла вбивается под веревки березовый треугольный клин. Санник этот не красится ни какою краскою. Вот рисунок его: <Далее следует изображение санника – ред.>

2; Платье.
Мужеское употребляемое пожилыми и частию молодыми людьми в летнее-рабочее время. Рубашка толстая коноплянная с косым воротом без воротника; ворот обшивается холстом и застегивается медною маленькою пугвицею в нитяную петлю. Пояс красной шерстяной шириною в палец, на который привешивается кожанная мошонка (огниво) с кремнем, трутом и маленькою деревянною ложечкою или корытцом с серою. Почтаники из той же материи
___________
а; Два небольших круга, в которые вставлено несколько тонких палочек длиною около одного Аршина в центре этих кругов по одной круглой дыры в которые продевается ось, вбитая одним концом в стену на первом из кругов вбитъ деревянный палец для завивки прядей веревки.

с широкою опушкою застегивающеюся двумя или одною медными пуговицами.
Курта из сераго сукна скоротким станом
Коноплянные винты, коими обвертывают ноги
лычанная тонкая веревка длиною в дв сажени которою приклпляют винты и лапти.
Лапти (виржу) которые плетутся из бересты. Они имеют такой вид:
<Далее следует рисунок лаптей, слева от которого расположена запись:>
а; Маленький передок
b; Толсто выплетенная подошва
c; Берестянные петли по краям подошвы, в которые продевается веревка для привязи лаптя к ноге.


Дельницы (<Пропуск в рукописи. Видимо, пропущено карельское название – ред.>) из кониной гривы употребляемые преимущественно в осеннее время при рыбной ловли. Стригут кониною гриву – волосья эти прядут на само-прялках, имеющимся у каждаго крестьянина в здешнем крае, две пряди этих, на той же самопрялки крутят в одну толстую нитку и из этой нитки вяжут одною иглою широкую дельницу с одним пальцем. Она прочна и особенно годна при осенней рыбной ловли – нескоро промокаетъ и промокнув скоро высыхает. Годна к употреблению до 5 и более лет.
Зипун. В летнее время сверх рубашка одевают толстый-полусуконный зипун в виде рубашки без прореза на переди (без пол) с круглым воротом и с небольшим кругловатым вырезом на переди. Вот передняя часть и вид его: <Далее следует рисунок зипуна – ред.>
Задняя же часть его совершенно сходна с обыкновенною крестьянскою рубашкою.
По зипуну опоясываются кожаным ремнем шириною в три пальца с медною или железною пряжкою к ремню прицепляются ножни для всклада ножика.

Женское.
Рубашка (ряччина) холщевая синяя с длинными узкими рукавами, маленькой ворот коей застегивается медною или оловянною запанкою у самаго горла. Стан ея из более толстаго и грубаго холста из конопли. Сарафан из конопли белый с суконною ниткою, у иных чисто коноплянный и несколько <Так в рукописи. Нужно: несколько – ред.> покрашен в сандал, с широким оплeчьем (задом) с малым воротом и небольшим прорезом на переди, который, у иных остается полым, у других же застегивается несколькими пришитыми по одному краю прореза оловянными или медными пугвицами в петли готана пришитаго по другому краю того же прореза. Он без рукавов и лиф его несколько похож на обыкновенный желет. Стан его широкий в виде клина. Вот передний и задний вид его:
<Далее следует рисунок сарафана, справа от которого расположены записи:>
а; ворот
b; клинья
с; прорез
d; петли готана
е; пуговицы
f; проймы для рук
Пояс шерстяной, крест медный осмиконечный или круглый. Сверх этой одежды одеваются нарукавники. – Наподобие вышеупомянутаго зипуна с тем только различием что задний стан их не цельный, а вырезан острым клином, с угла коего находится прорез до самаго ворота. Прорез этот закрывается иногда пришитыми по краям завязками. Рукава клинообразные. Вот передний и задний вид их:
<Далее следуют рисунки, внизу которых расположены записи:>
а; ворот обшит холстом. – b; рукава. – С. стан. – d. d прорез. e; завязки.

Нарядное платье:
 а; Пожилых мужчин. – Рубашка синяя, холстинковая с косым воротом, широким воротником застегивающимся двумя белыми костяными пуговицами с холщевою подложкою под плечами. Почтаники из белаго холста обыкновенные. Сапоги кожаные белые с долгими голенищами и с круглыми носами. Порты (шаравары) шерстяные – полосатые. Желетка двубортная нанковая или из ластика с белыми в два ряда пуговицами. Кафтан синий короткий, воротник его стоячий шириною в три пальца, посредине /кафтана/ имеется маленькой поджим; /кафтан/ застегивается крючками. Вместо кушака широкий лоснучий ремень а у иных тонкой шерстяной шарф (а). –
Нарядная одежда более бедных имеет почти одинаковую форму, уступает лишь одною материею, исключая кафтана, который у них – серой без воротника, ворот обшит холщевою тесмою а иногда кожею. Рукава, подол и полы всегда тонкою кожицею. Ремень одинаковый.
Нарядное платье мужеское – молодежи.

Молодеж одевается иначе: Белая колинкоровая рубашка с заборками и прямым воротом, с широким воротником; холщевые – тонкие почтаники с широкою опушкою. Нанковый двубортный желет с белыми пугвицами, суконные брюки на обыкновенных подтяжках. Сапоги белой кожи с широкими носами, длинные голенища их покрыты выпущенными брюками, обыкновенный синий грубой работы сертук, белая шапка (b). Вот преимущественно праздничный наряд здешних молодых людей.
Нарядное платье женщин и преимущественно молодых (с). Рубашка колинкоровая с длинными клинообразными рукавами.
___________
а; Здесь описан наряд более зажиточных стариков. –
b; Наряд этот вошел в употребление, говор. старожилы, очень не давно, и именно когда молодеж стала ходить в Финляндию для разных промышленной <Так в рукописи. Возможно, нужно: промышленiй – ред.> описание которых будет подробное в свое время (впредь). А какой был древний наряд? нет даже и следов его.
С; нарядное платье пожилых женщин одинаковой формы только цвету чернаго исключая сарафана <В рукописи ошибочно: саражана – ред.>, который имеет форму приложеннаго выше рисунка – будничнаго. –

Стан холщевый с вышитыми красною ниткою по нижнему краю (по подолу) узорами. Ворот средний обшит синею тесемкою. Сарафан ситцевый обыкновенный – (забранная юбка на двух лямках обшитых синею тесмою); цвету бураго. Пояс шелковой <В рукописи ошибочно: желковой – ред.> крученый с небольшими на концах кисточками. Платок шейный-белый приколот несколькими булавками. Фартук (а) белый колинкоровый-длинный. Чулки шерстяные длинные. Башмаки кожаные простой работы. На руках несколько серебрянных колец.
Необходимою принадлежностию праздничнаго наряда считается ситцевый шугай. Его одевают сверх всего женскаго одеяния. Вот передняя и задняя его части.
<Далее следуют 2 рисунка наряда, под которыми расположена запись:>
а; ворот обшит синею тесмою. b; Рукава в концах забраны и пришиты к опушке c; которая застегается однем крючком в петелку. – d. Лиф прямой. E. Стан забран и пришит к лифу d – со шнурком f. Шугай застегается крючками – двумя как показано на рисунке. – Шугай этот делается – теплый на вате для зимняго времени, так как шуб женских здесь вовсе не существует.

 
____________
а; Пожилые женщины фартуков не носют, а если и одевают когда то всегда чернаго цвета.
b; Чугунные котлы имеются в каждом порядочном хозяйстве. В них варят разную пищу. Есть большие котлы в которых парят платье, варят скоту пойло и т. под.
с; ? Он делается так. Варят репу в больших чугунных котлах, потом дают простыть и вскиснуть и тогда наливают водою лагун в который вливают вскишший суроп репный. Ягодным соком придают красный колер и когда все это устоится – квас готов. –

3. Пища.

Ежедневною пищею жителей здешняго края преимущественно служат разнаго рода рыбы – Окуни (Агвень), Щуки, (Гауйги), Ряпусы (Мусях<?>)<,> Налимы (Матикка)<,> Сиги (Шиига). Рыбу варят в чугунных котлах (b) с примесью муки, крошеной репы и картофеля. Картофель вареный, который подается к столу после рыбы. Репа пареная и печеная, квас репный (с).

Этим и оканчивается крестьянский постный обед здешняго крестьянина. В скоромные дни пища состоит из той же рыбы, исключая разве репу и картофель вместо коих является на стол молоко и чухонское масло, с тем только различием что они подаются к столу прежде ухи и рыбы. Если бывает когда и Дичина, то она варится как простое мясо. Суп подается вместо щей и потом дичина. Далее черные ватрушки и этим оканчивается скоромный будничный а нередко <Так в рукописи. Нужно: нередко – ред.> и праздничный обед крестьянина.
Не излишне сказать здесь и о хлебе, который не редко можно встретить между Беднячками-крестьянами здешняго края. Он приготовляется из муки с примесью картофеля а не редко, особенно в весеннее время с примесью сосноваго порошка – из сосновой коры.
Картофель – употребляемый в хлеб сначала варят потом мнут в кадушках и мятый примешивают в мучное тесто. Сосновая же кора употребляется в примесь хлеба совершенно иным – следующим образом. Весною <Так в рукописи. Нужно: Весною – ред.> в конце Майя месяца дерут сосновую кору широкими пластами, очищают ее от верхней грязной шелухи и тонкий чистый пласт сушат на солнце.

Потом, когда надобно сделать муку, пласты эти поджаривают на горячих углях, от чего на них образуются прыщи и они высыхая делаются рыхлыми, а след. более удобными к размельчению – тогда пласты эти толкут в обыкновенных ручных ступах а для приведения в более мелкий порошок мелют на ручных жерновах. К этому, ? приготовленному таким образом порошку – присовокупляют малую часть муки, как бы только для связи, и из него приготовляют обыкновенным образом хлеб – годный в пищу людям. Порошок, а из него и хлеб имеют сладковатый вкус, и, говорят, питателен. Вот одно обстоятельство не оспорно доказывающее питательность сосноваго порошка претвореннаго в хлеб с малою частию муки: Один из крестьян здешняго края, имевший семейство 7 взрослых душ, и, будучи так беден, что не имел  ни какой возможности заготовить хлеба для своего семейства, а потому прибег к этому способу пропитания – сосновому порошку, купив для связи и удобнейшаго приготовления хлеба 7 фунтов ржаной муки и этим количеством /муки/ вмешивая ее в сосновый порошок содержал свое семейство 15 дней. Так что в продолжение этого времени и после, семейство его осталось не только здорово; но даже без труда отправляло все крестьянские работы. –


К ежедневной пищи принадлежат также: коноплянная каша. В дни постные и особенно когда не позволительно употреблять в пищу рыбы – варят коноплянную кашицу. Она приготовляется так: Берут несколько конопляннаго семени, поджаривают на сковороде и толкут его в ручной ступке, к этому примешивают несколько житной крупы, наливают водою и; положив соли, варят в котлах как, обыкновенную кашу и когда подают на стол эту кашу – вливают туда столовую ложку конопляннаго же масла. ?
Силакки. – Соленая рыба разного рода, которая в дни постные подается на стол не вареная, а только что обмытая от излишней соли и рассола. Она приготовляется так: берут какую либо, всегда, из крупных, рыбу. Солят ее в обыкновенную кадку и, когда она совершенно просолится, вынимают из кадки, вымывают прежнюю соль, как можно чище, и потом снова солят в особую катку и чрез несколько дней силакки готова.
Сосновые лепёшки. Они приготовляются следующим образом: варят картофель, очищают от шелухи, толкут и разводят водою, так что образуется житкий раствор – раствор этот сгущают вышеупомянутым сосновым порошком и выходит тесто. Из этого делают лепешки величиной в чайное блюдечко и пекут в самой жаркой печи или даже на горячих углях. –
Необходимую принадлежность праздничнаго стола составляют: чухонское масло, молоко, рыбный пирог, уха-рыбная, поджаренная рыба, ватрушки из черной муки, пероги толстые и пряшеные: Вот описание одного из здешних – праздничных обедов – вполне характеризующих все праздничные столы жителей здешняго края:


Стол накрывается узорчатою скатертью, хозяин приступает к столу и окрестив хлеб ножем режет его, полагая длинные отрезы (ломти) во круг стола так, что из них образуется хлебная цепь по трем краям стола и, положив не много недорезанный хлеб с ножем на нижний конец стола, уходит. Хозяйка торопливо приносит на стол оловянные лошки, разкладывая их по числу гостей во круг всего стола и, уходя, приносит на торелки кусок чухонскаго масла, в чашки молоко смешанное с творогом и, ничего не говоря, кланяется всем гостям, только что ожидающим приглашения садиться <В рукописи ошибочно: садится – ред.> кушать. Хозяин между темъ являясь с грудою полотенцев, просит гостей откушать хлеба-соли приветствуя их словами: «Ну гости – не извините – прошу покорно садиться <В рукописи ошибочно: садится – ред.>». И гости помолившись Богу и усевшись за стол, принимают от хозяина приготовленные полотенца приговаривая «а напрасно» и начинают кушать.

Между тем хозяин,  взяв приготовленный уже графин с водкою, наливает рюмку и предлагает первому из гостей а за ним следующему и т. дал. Обошед таким образом всех по порядку – ставит графин и рюмку на средину стола и просит без церемонии кушать. Затем хозяйка приносит рыбный пирог и потом ватрушки. Далее уху. Затем рыбное жаркое на сковороде [и]. Лишь гости начинают кушать поджареную рыбу, хозяин до сего времени стоявший пред столом в глубоком молчании, как бы проснувшись говорит: «А что гости? ? не извините, ? Ведь рыба то по воде ходила». – И гости уже давно ожидавшие такого-добраго словца хозяйскаго, не ожидают вторичной просьбы. – Первый из них, а затем и следующие, наливают по рюмки и осушают их без всякой церемонии. Наконец хозяйка приносит пряженые пироги и раскладывая их гостям с поклоном приговаривая: «Кушайте гости,  за прочи пищи не извините». И с видом более веселым, как бы уже кончивши все хлопоты, стоновится к столу а хозяин и гости наливают по рюмки за здравие пирожницы. Этим тостом пирожницы и оканчивается весь праздничный обед жителей здешняго края. –

Наставникъ Ребольского Сельского Приходского Училища
З. Громов.

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.