ГлавнаяАрхивЭтнография Олонецкой губернииЭтнографические описания Пудожского уезда 1854 года

Этнографические описания, объемлющие местность Олонецкой губернии Пудожского уезда Нигижемско-Гергиевского, Пречистенского и Гакугского погостов, заключающих в себе около 3 тыс. душ жителей обоего пола на двадцати
верстном расстоянии.

Составленная священником Григорием Студитовым 1854 года.
 

I. Наружность:
крестьяне Олонецкой губернииОбыкновенный средний рост жителей описываемой местности 2 аршина, от 3хъ до 6ти вершков; 2 аршин с 7ю и 8 вершками. Мужчин очень мало, а женщины такого роста служат предметом удивления по редкости оных.
Волосы более русые и светло-русые, совершенно черных, белых и рыжих очень мало.
Болезни, которым подвергаются: простудная горячка, зубная и глазная.
Жители всей описываемой местности в летнее время более занимаются хлебопашеством, а в особенности любят сеять лен в довольном количестве, удобряя для него землю самым лучшим образом, и по выросту стараются вымочить в реках и глубоких рвах по мере надобности; Ибо надлежащий рост льна и опытность в мочении доставляют ему все качество и ценность.

Зимою жители местности большую часть времени препровождают в праздности: ибо не имеют ни каких промыслов и рукоделий. И никуда не отлучаются для работ и прислуг приносящих выгоды и продовольствие для жизни. В домашнем быту, в теплые дни возят из дворов и хлевов скотские пометы утоптанные с соломенною подстилкою для удобрения земли, доставляют дрова и лучину из ближайших лесных дач для отопления и освещения изб, и ездят на покосы за сеном, которое во время сенокоса убирается, под открытым небом, в зароды и стоги.
Ныне следует сказать, чем занимаются мужчины в зимние, долгие вечера. Старые и пожилые женатые люди вяжут только чулки и варежки для себя; Молодые люди с вечера до полуночи ходят из деревни в деревню с неприятным криком песен, посещая те дома, где собираются девицы для пряжи льня.
Из такой разгульной жизни видно, что жители описываемой местности ленивы к занятиям. Напротив женщины и девицы во все время года трудятся со всею заботливостью; в летнее время трудятся на полях, осенью и во время зимы первоначально очищают лен, потом прядут и ткут холст для себя и продажи, обращая вырученные за холст деньги для украшения себя лестными женскими одеждами.
Мужчины телосложения крепкого и привыкшие к холоду, а женщины от занятий более слабого телосложения, но впрочем, по наружности не безобразны.


II. Язык
1. Хотя не все жители местности, но большая часть в произношении заменяют букву ц, буквою Ч. Напр. Черковь вм. Церковь, чена вм. цена, но никогда не заменяют буквы Ч. буквою Ц. любят произносить Ч. очень мягко. Приметна и в других случаях любовь жителей к мягкому произношению: так напр. вместо ходить по дворянски, говорят, ходить по дворянськи, вместо живет по купечески, говорят, живет по купечеськи и т. п. Превращение твердых гласных в соответствующие мягкие постоянно слышно. Так напр. кучя, вм. куча, птиця вм. птица, девиця, вм. девица, чяша, вм. чаша; опущение гласных и согласных в след. словах: Всток, вм. восток, Чо, вм. что, племник, вм. племянник, колько, вм. сколько.

Ленòй, вм. ленивый, рычать, вм. кричать. Против ударений никаких слов не произносят.
2. Против правил склонения и спряжения никаких слов не произносят.
3. Никаких общеизвестных слов в особливом смысле не употребляют, но приметно, что слово добро вм. хорошо любят говорить, добро написал, вм. хорошо написал, добро оделся, вм. хорошо оделся.
4. Говорят довольно правильно, впрочем, употребляют слова местного наречия.


Словарь Русских слов с показанием местного наречия.
А
Артель детей           Арáва. Сары́нь
Ах мне!                   Охти мне! ой мне тошнехонко
Б.
Баловство                Дýрость
Барышник                Булыня. Торгаш.
Болезнь                   Хворость
Больно                    Парато
Браниться               Глодаться, Зубиться.
Благодарю               Благодарно, Спасибо, Спасет Бог.
Беда                        Втора, притча.


В.
Вдова                    Удовка.
Вот.                         Ато.
Волшебник                Знаток, колдун.
Все                        Вси.
Ветер                    Витер
Г.
Гора                        Креж.
Гордый                    Спесивый, занóсливый
Горевать                    Тужить.
Гнилый                    Глиный
Говорить                    Яʹтковать, бáять
Говорить скоро        Лáбайдать
Говорить ненужное        Чáнжать.
Гнушаться                брезговать
Д.
Домохозяин                 Большак
Домохозяйка            Стряпуха.
Дождь Мелкий        Си́чега
Дождь Крупный        Зáливень
Диван                    Кáнапель
Дрожать                    Ты́райдать


Е.
Едва очуствовался от ушиба        Áмиштался
Един                    Ядин.
Есть                        Е.

Ж.
Ждать                    Сéртать, мешкать
Жених                    Князь Молодой.
Женатый                 Женáчь
Железо                   Зелезо
Желать                    Жадить.
З.
Заболеть                 Захи́бриться
Зараза                    Пошóва
Змей                      Гад
Земля                    Зень
Зевать                   Хáмкать
Зябнуть                  Карчáветь
И.
Известить                 Послать ведом.
Избегать от чего       Лытáть
Изгорода                  Огорода
Источник                  Родник, Ключ, Жи́лина
Искусный                 Досужий.
К.
Кафтан                Армяк
Колыбель            Зыбка.
Кладбище            Буева
Красивый            Баский
Кидать камнем    Журить
Л.
Ласкать                Дрочи́ть
Ледник                Погреб
Ломать                Хрястать
Льстец                Лясник
Луг                    Мýрава
Ленивый                Ленòй
М.
Мало                   Крýпина
Мельник              Хýхор
Милый                Баженый, Сердечный
Молния               Маланья
Мучить               Мýчердать
Н.
Наемник                        Наймит
Насмешник           Зубоскал, Зубарь
Налим рыба           Куфáр, Менек.
Научить                Наторить, Натрофить.
Не понимаю          Немалтаю.
О.
Обманщик            Ман
Общий                 Сября́нный
Обещать               Сулить
Опрятный            Чóпурный
Отдохнуть            Поу́дновать
П.
Пастбище            Поскотина, ухожей.
Печаль                Кручи́на
Подарок              Дари́на
Приданое девицы    Кошевà
Прошедший год    Лонский год
Предугадывать    Тýщать
Р.
Размыслить            Растýндать
Родственник         При́свой
Ругать                Тизать, журить.
С.
Сани большие    Лáмбы
Санки маленькие    Санник
Серьга                Ушник
Скупый               Скулà, скря́га.
Слушать             Слухать
Смеяться            Ви́рзутать, горготать.
Т.
Терзать                Тарзать
Теперь                Топерь.
Тень                    Кувà.
У.
Убор в доме        Обряд, обихóд
Убогий                Кали́ка.
Угощенье            Гостéбище
Утес.                  Щелья.

Ф.
Фартук                Напередник
Фонарь                Фенарь
Х
Хвоя                    Фоя
Ходить тихо            Шáвать
Хулить                Хинить, хаять
Ц.
Церковь                Черковь
Цена                Чена
Целковый            Челковой
Ч.
Часть                Пай
Ш.
Шуметь             Шурмовáть
Шут                   Галýшник
Щ.
Щастие                Лад, ладинà
Щеголь                Базлун, Бахвал
Ѣ
Есть                    Ись
Я
Яд                         Зелье
Ябедничать            Мути́ть
Ямщик                 Постойщик.

 

Жилище Крестьян
Жилище крестьян Олонецкой губернииЖилище Крестьян состоит:
1. Из одной черной избы, в которой печка кирпичная без трубы, дым вытягивает в деревянный дымоволок подобный трубе, приставленный к окошку, высеченному над печкою в стене, или над печкою в потолке.
2. Из сеней, клети и горницы, в последней из сих у зажиточных крестьян кладутся кирпичные печи, с такою же трубою; У бедных печей нет, и называют ту же горницу светлою клетою.
Изба, клеть и горница ставятся одна против другой, а посреди их сени; Вход в ту и другую по крыльцу наружному и внутреннему, через сени. Передний фас или называемая лицевая стена более обращается на восток и юг. По правую или левую сторону дома, по длине избы, сеней, клети и горницы строят хлева, два или три для крупного и мелкого скота на расстоянии трех сажен от дома. Промежуток между хлевами и домом забранный из мелкого леса забором, называется двором, где зимою в средину дня прохаживается рогатый скот и вытаптывает соломенную подстилку для удобрения земли. Вход во двор из сеней, и снаружи более двои ворота для удобной возки помета из хлевов и двора. Внутри двора подле стен дома и хлевов вкапывают по четыре столба на сторону, толщиною в 7мь вершков и более, на которые кладут бревна, называемые слегами, для устройства на них колотого или пиленого моста из дерев шести и семи вершков. На верх двора и хлевов строят огромные сараи, для поддержания их, и на будущее время для удобнейшей перестройки хлевов, гниющих прежде сарая, ставят позади хлевов столбы как под углы сарая, так и под самую стену, дабы сарай не мог отваливаться от дома.

Длина сарая 8 и 9-ть сажен, широта 5ть и более сажен, а высота равна домовому строению.  Они строятся двояким образом, одни из них трехстенные, кроются под одну крышу с домом, тесом с подложною на низ берестой для укрытия от дождя и весенней течи от таяния снега на крыше; другие четырехстенные кроются на две стороны под особенную крышу, но также и эти смежны с домами, и имеют вход из сеней. Снаружи над дворовыми воротами, ворота в сарай с заездом, устроенным из тонкого круглого леса в отлогом положении, дабы лошади опираясь в них подковами, удобнее забегали вверх с возом сена или соломы. Сено возят на сарай для прокормления скота, солому для подстилки скоту; Кроме сего на сараях держат сани, телеги, сохи и косули.

Против дома и позади, строятся ледники и амбары для ссыпки хлеба. Вообще все строение называется хоромами.
Изба, сени, клеть и горница, по избытку леса строятся от 3-х до 5 сажен в ширину, длиною от 7 до 9 саж. высота от 3-х до пяти сажен; ибо некоторые крестьяне строят дома двужирные для удобного помещения семейств и необходимости по хозяйству. Если же где нет нижних изб, то внизу находятся пространные погреба, называемые по местности подвалами, внутри их высота от земли до полу избного более сажени. Вход в подвалы снаружи, для удобной уборки очищенного в осеннее время льна, и для бесприкословной продажи его; ибо при открытии двери в ясный день покупающий лен сразу видит качество (льна) его. Зимою в подвалах сохраняют от мороза, репу и картофель. В летнее время полагают лишние колеса, бочки, ушаты и ведра. Низы под клетью и горницею у многих крестьян заменяют амбары. Наружные крыльца во всех домах строятсяи к стене избы или сеней, а некоторые строят два крыльца противоположные.
В сенях в каждом доме находятся две или более иконы на божницах по правую или левую сторону дверей наружных в сени. У другой стены противоположной, называемой дворовой, под крыльцом устроенным на вышку, бывает кровать, на которую в зимнее время днем выносят из избы, постели, подушки, одеяла и ненужное держимое платье для убора в избах и пространства; в летнее время спят крестьяне на кроватях, завешиваясь от насекомых, сделанными из холста пологами. Тут же в сенях летом стоят ушат с водой и квасник с квасом, шкаф, где держат молоко. В горнице бывает три и четыре окна, в ширину 1 аршин, в высоту 5 четвертей; внутри оной в крашеных киотах несколько икон, маленький шкаф с праздничною посудою белою, или чайными чашками, где есть самовар, зеркальце, пара или две простой работы стульев; и вот все убранство нашей богатой деревенской горницы! Бедные крестьяне держат в горницах: печеный хлеб, соль, рыбу, молоко и пр. т. п.
В клетях высекаются маленькие окошечки для воздуха, от чего и называются ветрянками. Здесь хранят лучшие кафтаны, шубы, женские сундуки с бельем, и прежде отсюда старые люди выносили хранящиеся деньги на крестьянские нужды.

Внутреннее убранство избы
Печь с деревянным подпечником, стоит по правую или левую руку с прихода, Устьем всегда к передней стен; У печи стоит лохань, и под нею привешена рукомойка медная или глиняная, судя по состоянию. На другой стороне печи оставляется промежуток для уборки посуды, ухватов, кочерги, помела и поклажи приготовленной на день пищи, это место называется шомнушею. В переднем углу божница, куда ставят Святые Иконы для исполнения Христианского долга. Около всех стен избы, широкие лавки, днем для седенья, а ночью спят, приставляя к ним скамьи, служащие у них вместо стульев. Не много выше божницы кругом всех стен обносят широкие пóлки, равные с лавками, на них почти ничего не кладут в переднем углу, около печи женщины полагают, сита, решата и бураки с мукою; Надобно полагать, что эти полки первоначально устроены для того, чтобы накопившаяся на черном потолке сажа, не упадала на лавку и на сидящих на ней. Близ печи у передней лавки вдоль пола стоит стол, величиной, судя по семейству, на нем месят квашню, валяют хлебы и особенно часто летают на него овсяные блины от соседней печи; ибо крестьяне к ним привержены, и, женщины пекут весьма скоро. Сей же стол служит и для самой трапезы. Вот все убранство и домовая утварь!

Против избы или позади её, на расстоянии 10ти и более сажен, находится гумно с овином. Строения эти суть: Овин 3хъ сажен в длину и 10 ширину, в нем печка складывается из камней в углу на земле. Кругом печи пол деревянный крепкий для сбережения зерен падавших на него, при опуске сухих снопов для молоченья; на аршин от пола кладутся жерди, на положенные для сего четыре бревна, для сушки снопов. Близ потолка устроено более десятка грядочек из колышков, называемых по местности, разлуками, для поддержания снопов вверху, и особенно для лучшей просушки оных. Ржи помещается на один рог для сушки около 200 снопов, а ярового хлеба около 300 сот. Гумна строятся 5ти и 6 саж. в длину, и в ширину трех и четырех саж. Мосты в них деревянные, крепкие, из толстого леса, пополам распиленные или колотые; в них хлеба держат мало, озимый и яровой кладут в стоги, из коих во все зимнее время возят и молотят понемногу.
Последнее строение есть баня, она строится вдали от домового строения, в ширину и длину не более двух сажен. Печка кладется из камней, кругом пол из пильных или тесаных досок, кроется тесом.
Деревни имеют довольное количество домов, но расположение их беспорядочное и тесное, не дает надлежащего вида.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.