ГлавнаяШкольные сочиненияДворянство в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

А.П.Чехов.

Дворянство в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".

        Основными темами пьесы "Вишневый сад", написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и третья - тема
будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.

        Прощание новой,  молодой завтрашней России с прошлым, отживающим,  устремленность к завтрашнему дню России - в этом заключается содержание "Вишневого сада".

        Россия прошлого,  отживающего  в  пьесе представлена в образах Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве,  молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада,  но именно они и загубили его, отдали под топор.
При этом они остались верны красоте вишневого сада,  и поэтому они так ничтожны и смешны. Раневская - в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции в Ментоне,  обладательница имения,  "прекраснее которого нет ничего на свете". Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения,  до того,  что предстоит продажа имения с торгов!  Лопахин,  предприимчивый купец-промышленник,  предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы.  Он говорит,  что  нужно  лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада,  хотя она жить без него не может,  она  все-таки
отказывается от предложения Лопахина спасти имение.  Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными.  Но проходят торги и Лопахин сам покупает имение. И вот когда "беда" свершилась,  то оказалось,  что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада  нет.  Раневская возвращается в Париж к своей нелепой "любви",  к которой она и без того вернулась бы,  несмотря на все ее слова о  том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателя драмой.  Это произошло лишь  потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния  озабоченности,  беспокойства  к  веселому
оживлению.  Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: "Нервы мои лучше, это правда".

        А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры.  Он способен сказать простые,  искренние слова,  со стыдом, поняв собственную пошлость и глупость.  Но недостатки у Гаева  доходят до карикатурных размеров.  Вспоминая о прошлом,  Раневская целует свой любимый шкаф.  Гаев же произносит перед ним речь.  Гаев - жалкий арис-
тократ,  проевший свое состояние на леденцах. На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение,  они "ничего не видят вокруг себя,  ничего не понимают.  Они - паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни".

        Гаев представляет заключительный этап  эволюции  таких  героев Чехова,  как  Иванов,  Иван Иванович Чимша - Гималайский и им подобных героев "своего времени", не сумевших воплотить свои идеалы.

        Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила господство в настоящем людей, типа Лопахина.

        Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петя Трофимов и Аня),  именно им предстоит  строить  новую Россию, сажать новые вишневые сады.

        "Вишневый сад" - великое создание Чехова - драматурга, продолжившего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов хотели поставить  комедию в один ряд с драмой и трагедией,  осуждали пренебрежительное отношение к ней как к "низкому" жанру.  Следуя  их  традициям, Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.