ГлавнаяКижский ансамбльЦерковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

Архитектурная экспозиция музея «Кижи» многообраз­на. Здесь собраны памятники самого разного характера, наз­начения и времени создания, отражающие почти все этапы развития народного деревянного зодчества. Древнейшая из построек, находящихся в музее,— церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря. В этом разделе вы по­знакомитесь с историей этого уникального памятника, осо­бенностями его конструктивного и художественного решения.

Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

Церковь Воскрешения Лазаря была перевезена в музей из бывшего Муромского монастыря, который располагался на юго-восточном побережье Онежского озера, точнее, не на самом побережье, а на полуострове, образованном с одной стороны — Онежским, с другой — Муромским озерами. Оши­бочно этот полуостров назывался в старину Муромским островом (или островом Мучь).
Муромский монастырь — один из древнейших на севе­ро-западе России. История его создания изложена в «За­вещании» основателя монастыря Лазаря Муромского. Хотя некоторые советские историки оспаривают подлинность «Завещания», ссылаясь на частые несоответствия в датах и путаницу с именами исторических деятелей, мы приведем здесь его содержание, так как, даже если этот документ — фальсификация, он скорее всего основан на сохранившихся в монастыре преданиях.
События, происходящие в «Завещании», относятся ко второй половине XIV века. В нем рассказывается, что ос­нователь монастыря Лазарь был поначалу византийским монахом, которого отправили из Константинополя в Нов­город с важным поручением1. Из Новгорода в Византию он уже не возвращается и девять лет проводит в одном  из местных монастырей. Однажды Лазарю во сне является покойный новгородский святитель Василий и приказывает отправиться на Муромский остров Онежского озера с тем, чтобы основать там монастырь. Лазарь не выполняет при­казания, и его посещает еще одно видение. Вслед за Ла­зарем видение посещает новгородского боярина Ивана За­харовича, чьей собственностью в то время был Муромский остров. В результате этой цепи знамений Лазарь отправ­ляется на Север.
Преодолев многие трудности и чуть не погибнув в волнах Онежского озера, Лазарь достигает берегов острова Мучь. Прибыв туда, ставит крест, строит хижину и часовню. Однако дальнейшему развитию событий начинает мешать внезапное препятствие: оказывается, этот край обитаем. Лазарь сталкивается с местным языческим населением — племенами лопарей (саамов) и чуди. В «Завещании» об этом рассказано так: «Поведаю вам, братие, первее един аз прийдох на место сие святое... А живущи тогда име-новалися около езера Онего Лопляне и Чудь — страшливые сыроядцы близь места сего живяху. Поведаю вам, братие, о таковых неблагодарных иноязычницех... Многи скорби и биения и раны претерпех от сих зверообразных человек. Не едино ко бивше изгнаша мя от острова сего и хижю мою огню предаша. И сотвориша селитву близь мене с женами и детьми и пакости многи творяху ми и глаголаху: «калу-гере, останися места сего», и хотяху мя сыроядцы убити и тело мое в яд себе сотворити. Увы мне грешному! Мно­гажды оставлях место сие святое».

Далее в «Завещании» говорится о том, как, исцелив от слепоты сына старейшины «лоплян», Лазарь завоевал авторитет у «страшливых сыроядцев», которые вскоре вовсе удалились из этих мест. Вокруг Лазаря начали собираться монахи, которые «устрояли монастырь, расчищали пашни и питались своими руками». «С этого времени,— свидетель­ствует Лазарь в «Завещании»,— я начал особенно забо­титься о месте сем и освятил церковь Воскресенье друга Божия Лазаря...» Это та самая церковь Воскрешения Ла­заря, которая находится сейчас в музее «Кижи».
Если считать, что «Завещание» — подлинный документ, то постройку церкви следует отнести к концу XIV века. Если же брать подлинность «Завещания» под сомнение, то определить дату постройки можно лишь приблизительно, на основании анализа некоторых ее архитектурно-конструктив­ных деталей и композиционных особенностей. Так, А. В. Опо-ловников указывает на некоторые архаичные элементы кон­струкции церкви — припазовку3 бревен в верхней части ни­жележащих венцов, отсутствие потолков в алтаре и сенях, устройство окон, дверей.

1- Обычное расположение паза в срубе.  2- Архаичное положение паза в срубе

1- Обычное расположение паза в срубе. 2- Архаичное положение паза в срубе

В бревнах каждого деревянного сооружения выбираются пазы, предназначенные для придания срубу большей прочности. Обычно при ук­ладывании стен бревна по­ворачивают так, чтобы па­зы оказались в их ниж­ней части — это не дает затекать влаге, предохра­няет от гниения.
В церкви Воскрешения Лазаря бревна расположе­ны иначе — пазами вверх. При таком их положении опасность затекания воды во много раз увеличива­ется. Такой прием несо­вершенен и более арха­ичен, чем описанный вы­ше, но тем не менее он „ - не может являться безусловно датирующим признаком, так как, хотя и редко, встречается в сооружениях вплоть до XIX века.
Еще один архаичный элемент — отсутствие потолка в ал­таре церкви.
О древности постройки говорят и волоковые окна — маленькие четырехугольные отверстия, которые задвигались дощечками, вставленными в пазы стен. Архаична система крепления двери — без петель, на небольших деревянных штырях.
Весь этот набор признаков говорит о том, что церковь Воскрешения Лазаря построена не позже начала XVII века.
К такому же — в общих чертах — выводу пришел и док­тор архитектуры, профессор В. П. Орфинский, известный исследователь деревянного зодчества, однако его выводы строятся на анализе композиционных особенностей церкви. По мнению этого ученого, церковь Воскрешения Лазаря — древнейшее из известных разношироких храмов (построек, состоящих из клетей разной ширины), и наиболее вероят­ная дата его постройки — XVI век.
Таким образом, церковь Воскрешения Лазаря — один из древнейших сохранившихся на территории нашей страны памятников деревянной архитектуры.
Торцы бревен сруба церкви Воскрешения Лазаря

Торцы бревен сруба церкви Воскрешения Лазаря

Церковь относится к простейшему, клетскому, типу построек: она состоит из клетей — небольших четырех­гранных бревенчатых срубов, покрытых двускатными кров­лями. Клетские сооружения — самые древние. С них начи­нала свой путь русская деревянная архитектура. Клетскими были древнейшие русские дома (одна из клетей обогрева­лась очагом и поэтому называлась «истба» — от слова «ис-тобка»; отсюда — название русского дома «изба»). Первые русские церкви тоже строились клетскими. Постройки типа церкви Воскрешения Лазаря дают представление о началь­ном этапе в истории народного деревянного зодчества.
Небольшая клетская церковь очень проста, однако ничуть не безлика и не убога. В ней есть пропорциональность и гармония, она крепко сбита. Каждая из трех клетей покрыта двускатной кровлей. Все три крыши — разной высо­ты и крутизны, и это избавляет архитектуру церкви от монотонности, создает своеобразный ритм объемов, придает силуэту выразительность.
Декоративных элементов на фасадах памятника мы не увидим. Пожалуй, единственное «косметическое» средство, к которому прибегает строитель церкви Воскрешения Лаза­ря,— ажурное завершение свесов кровли, создаваемое за счет пикообразных окончаний кровельных досок. В солнечный
день, когда фасады церкви освещены яркими лучами, на стены ее падает прихотливая тень от резной кровли, на­поминающая тень от опущенных ресниц...
Церковь Воскрешения Лазаря была перевезена на Кижи и поставлена здесь вблизи знаменитого Кижского архитек­турного ансамбля в 1961 году. Кижи — ее новый дом. Здесь ее охраняют, реставрируют, продолжают исследовать. Сов­сем недавно, например, была сделана новая попытка уточ­нить датировку церкви: финские исследователи взяли пробу древесины для дендрохронологического2 анализа с целью определить возраст древесины, из которой срублена цер­ковь.
Лазаревская церковь стоит совсем рядом с Кижским архитектурным ансамблем. Это соседство символично: на одном пространственном и временном отрезке сошлись две эпохи русской деревянной архитектуры — начало и вершина развития народного зодчества. Здесь, как нигде более, на­глядно понимаешь, какой огромный путь проделан поколе­ниями древнерусских мастеров.

 


1 Лазарь должен был передать новгородскому епископу Василию от епископа Кесарии Василия белый клобук—монашеский головной убор, считавшийся православной святыней.

2 Дендрохронологический метод позволяет определять период, когда срубили дерево, по его годовым кольцам.

3 Припазовка — соединение бревен в срубе при помощи различных пазов и врубок.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.