ГлавнаяШкольные сочиненияЛирический герой в поэзии А.А.Блока

А.А.Блок

Лирический герой в поэзии А.А.Блока.

        Имя Александр  Александровича  Блока  тесно связано в сознании читателей с символизмом.  Это литературное течение, прийдя в Россию из Западной  Европы  на  рубеже 19 и 20 веков,  обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений,  среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место.

        Своеобразие позиции поэта во многом уже  отразилось  в  первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение "Фабрика". С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности,  к социальной тематике уже говорит само за себя.
Но,  с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в  жизни  также весьма показательны.  Стихотворение рисует три образа:
собравшихся у ворот людей,  "недвижный кто-то, черный кто-то", считающего пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: "Я вижу все с моей вершины..." Нахождение на вершине -это  как  бы  начальная  точка творчества самого поэта,  из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.

        Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной  Дамы.
Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта.  /Ведь не секрет,  что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне
Менделеевой,  жене поэта/.  Поэт преклоняется перед идеалом красоты  и женственности  и  ощущает себя рыцарем,  отдающим жизнь служению своей Даме.  В стихотворении "Вхожу я в темные храмы...", поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л.Д.Менделеевой,  перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это "чистейшей прелести чистейший образец". Лирический герой этого периода творчества Блока - романтик,  для которого любовь является высшей ценностью.

        Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта,  "Незнакомка".  Тема этого стихотворения  может быть выражена следующей фразой:  идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью.  Эту двойственность  поэт отразил и в композиции произведения:  оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания "друга  единственного"  -  мечты, идеального образа Незнакомки.  Но место встречи с ней - трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа,  использованием  звукового  ряда  ощущение
пошлости происходящего,  автор мотивирует состояние лирического героя.
Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы ос-
вещены с другой стороны.  Итог же - возврат в реальный мир,  невозможность спрятаться в забытьи.  Единственное возможное - продлевать  его:
"Ты право, пьяное чудовище, Я знаю - истина в вине."

        В этом  стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.

        Разработка подобных  образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний  мир,  эволюцию  во времени.  Это удалось сделать в поэме "Соловьиный сад".  Основа сюжета
этой поэмы - неизбежность возврата лирического героя из  мира  сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение.  Так,  многие образы поэмы имеют библейское звучание.  На  осле ехал Иисус,  чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка - это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, вой-
дя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.

        В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви.  Герой  обогащен  новым знанием,  но он и опустошен беззаботным счастьем.

        Образ опустошенного жизнью,  с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе". Это стихотворение автобиографично.  Ведь незадолго до создания этого стихотворения Блока покинула его жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом.  В каждом его стихотворении этот об-
раз  несет  не только конкретную лирическую нагрузку,  но и становится провозвестником общечеловеческих идей,  вечных ценностей.  Но Блок  не уходит и от конкретных,  реальных событий.  В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя.  Он полностью отразил эволюцию поэта,
при этом сам многократно изменяясь.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.