ГлавнаяАрхивОлонецкие губернские ведомостиБлаженный Фаддей Петрозаводский

Блаженный Фаддей в народной памяти
// Олонецкие губернские ведомости. 1894. № 100. С. 8.


БЛАЖЕННЫЙ ФАДДЕЙ В НАРОДНОЙ ПАМЯТИ.
_____

Блаженный Фаддей ПетрозаводскийВ начале XVIII столетия в г. Петрозаводске 29 лет жил, как известно, и здесь скончался старец Фаддей, за свою строго христианскую, богоугодную жизнь, прозванный блаженным. Строгий, истинно благочестивый образ жизни, неуклонное следование правилам христианской нравственности, обладание в некоторой степени даром прозорливости, ‑ все это выделило Фаддея из толпы, сделало его известным всем жившим тогда вокруг Петровских заводов, снискало ему глубокое уважение и почитание современников и даже благосклонное внимание Основателя нашего Петрозаводска, Великого Преобразователя России, Петра I, и, наконец, повело к тому, что память о старце Фаддее до настоящих дней хранится среди жителей Петрозаводска. Вполне естественно, что современники-простолюдины блаженнаго Фаддея, проникнутые почтением, смешанным с благоговением к личности старца, следили за жизнию Фаддея, вслушивались в его речи. И вот, по смерти блаженнаго Фаддея, об образе его жизни, о его отношениях к жителям Петровских заводов и особенно, о предсказаниях и беседах с Петром I-м, ‑ начали передаваться устные рассказы от отцов к детям. Не подлежит сомнению, что народная память хранила не мало преданий о старце Фаддее. За двадцать лет совместной жизни современники Фаддея, конечно, подробно узнали образ его жизни, стали в те или другие отношения к нему, запомнили и речи старца-прозорливца, имеющие значение и интерес для последующих родов, и о всем этом не преминули передать своим потомкам. К крайнему сожалению, устные предания о Фаддее долгое время оставались не записанными. А время заглаживает многое. Мало по малу, подробности исчезают, остается общее представление о личности, помнятся более выдающиеся предания. Между тем, жизнь состоит из мелочей и эти жизненные мелочи, раз они точно переданы, дают возможность составить ясное, определенное понятие о личности (хотя исчезнувшей из сего мира), охарактеризовать со всех сторон, взглянуть на нее в различные минуты, при различных обстоятельствах жизни. Так было и в данном случае. Будь записаны подробные предания о Фаддее из уст очевидцев, они дали бы возможность вернее очертить нравственный облик и составить полное сказание о жизни старца Фаддея. Но, к сожалению, повторяю я, своевременно не было ничего записано. Прошло уже 90 лет со смерти старца, когда одним из жителей г. Петрозаводска, между 1814‑1818 гг., было составлено, на основании хранившихся преданий, «жизнеописание блаженнаго Фаддея». Составитель жизнеописания мог слышать рассказы из уст очевидцев старца Фаддея, а потому мог подробно передать об образе его жизни последующим поколениям. В виду этого, указанное жизнеописание представляло бы особый интерес, но неизвестно почему оно не было нигде в полном виде напечатано и неизвестно, где оно находится. Нам приходится знакомиться с этим жизнеописанием только по выдержкам. Рукопись была передана автором первому Олонецкому архипастырю, высокопопреосвященному Игнатию. Последний в своей статье «Воспоминания о Высочайших пришествиях Великого Государя Петра Первого, коими осчастливлен край, составляющий ныне Олонецкую губернию», на основании указанного рукописного жизнеописания, говорит лишь несколько слов о старце Фаддее. Более подробные выписки из той же рукописи были сделаны г. Ивановым и помещены в редактируемых тогда им Олонецких Губернских Ведомостях, под заглавием: «Народное предание о Фаддее блаженном» 1) (1844 г. № 27. Прибавление к Олон. Губ. Вед.). Кроме преосвященного Игнатия и г. Иванова, о блаженном Фаддее упоминает еще г. Баландин в своей статье: «Петрозаводские северные вечерние беседы». Но г. Баландин говорит только о встречах и беседах Фаддея с Петром I-м, да и эти сведения вполне сходны со сведениями, заключающимися в выписке г. Иванова 2). Более печатных известий о блаж. Фаддее не встречается, так что все известные до настоящего времени сведения заключаются в выписке, сделанной из рукописного жизнеописания Ивановым. Обращаясь к этой выписке, мы находим, что и она далеко не полна, мало сведений, мало фактов заключает она из жизни старца Фаддея. Между тем, еще в настоящее время, не смотря на значительный период времени, протекший, как со времени смерти Фаддея (167 л.), так и со времени составления рукописного жизнеописания (более 75 л.), хранится среди старожилов Петрозаводска несколько характерных преданий о блаж. Фаддее, преданий, из которых одни совсем не содержатся в выписке Иванова (а, значит, их не было и в рукописном жизнеописании), а другие нам пришлось слышать несколько в ином виде, чем они переданы в выписке.
Желая, хотя несколько, пополнить те скудные, имеющияся у нас, сведения о блаженном Фаддее, о том старце, который своею жизнию и даром прозорливости обратил на себя внимание Великого Царя России и оставил по себе воспоминания среди жителей Петрозаводчан и окрестных жителей, ‑ мы решаемся передать те предания, которые или отсутствуют в выписке г. Иванова, или не согласны с сообщаемыми в ней фактами 3).
----------------------------

Старец Фаддей был пришлец, явившийся на Петровские заводы (в нынешний Петрозаводск) в 1706 году. Откуда пришел Фаддей и где место его родины – относительно этого народная память сохранила очень смутное воспоминаниие. Утверждают, что Фаддей был не Олончанин, а пришел на заводы из дальней стороны, чуть-ли не с низовьев Волги. Определеннее этого о родине Фаддея нам не приходилось ...

Текст без продолжения, т. к. в издании не хватает следующего листа. Внизу на полях записано: «Конца нет» ‑ ред.

______________
1) Эта же выписка г. Иванова помещена в Памятной книжке Олон. губ. за 1858 г. и озаглавлена: «Блаженный Фаддей – современник Петра Великого» (Биографический очерк, составленный по современной рукописи), стр. 216 ‑ 219.
2) Хотя ни преосвященный Игнатий, ни г. Иванов не упоминают, кто именно был составитель рукописного жизнеописания о блаж. Фаддее, но я предполагаю, что это – никто другой, как г. Баландин, автор Северных вечерних бесед. Свое мнение я основываю на тожестве содержания и, главным образом, на сходстве выражений, которые встречаются в выписке г. Иванова и в «вечерних беседах» Баландина, где он ведет речь о блаженном Фаддее.
3) Конечно, мы не можем ручаться, что сообщаемые нами предания правдоподобнее преданий, сообщаемых автором рукописного жизнеописания. Мы намерены только указать, где следует, на их различие. Сходные предания переданы будут кратко. В примечаниях будет указано, что содержится в выписке г. Иванова.

 

"26 февраля 2013 года на очередном заседании комиссии по культурно-историческому наследию при администрации Петрозаводска обсудили несколько вопросов, связанных с изменениями облика центральной части карельской столицы.
«Когда строили театр, (Музыкальный театр) могила святого была потревожена, если его останки находятся там, то, как ни больно это признать, они в плачевном состоянии, - пояснил православный священник Константин Савандер. – Это был один из простых людей, о котором мы знаем немногое, однако современники чтили его». ( святой Фаддей Петрозаводский)"
источник


    Кто был святой Фаддей, и чем он так запомнился своим современникам, узнать уже не удастся никогда. Историю его жизненного пути, судя по всему, тщательно стерли из истории Олонецкой губернии. Стерли умышленно. Стоит обратить внимание хотя бы вот на эти строки. "Рукопись была передана автором первому Олонецкому архипастырю, высокопопреосвященному Игнатию".  Жизнеописание замечательного для своего времени человека попадает  не куда-нибудь, а в руки церкви. Казалось бы куда ещё надежнее.  Хотя, если смотреть немного глубже, за 90 лет после смерти блаженного старца, церковь не предприняла ни малейшей попытки оставить память о нем на бумаге. Это сделал простой обыватель по зову души. Фаддей поступками своими, речами, предвиденьем был близок именно простому народу. И народу нравились его размышления. Иначе не осталось бы о нем такой долгой памяти. Фаддей, если судить по вышеприведенной статье, имел беседы с Петром первым, а уж как царь российский относился к церковникам, ворам боярам и всем, кто так или иначе мешал его планам перестройки государства российского на новый лад, знают даже ученики начальных классов. (Хотя сейчас, всё, что касается истории России умышленно искажают и удаляют из учебников не только средней школы, но и ВУЗов. В интернете существуют сотни, если не тысячи сайтов распространяющих лживую историю России.) Рабский страх Олонецких чиновников близкого знакомства старца Фаддея с Петром первым, позволял ему выражаться не по писанию, а от сердца и справедливости. Из этого следует предположить, что речи старца Фаддея не были угодны местной знати, иначе как объяснить их пренебрежение к столь уважаемому в обывательской среде человеку .
Рукопись с жизнеописанием Фаддея, переданная архипастырю Игнатию, бесследно исчезает. Попытка восстановить хотя бы малую толику из жизни старца уже через 167 лет, опять же не увенчалась успехом. Кто-то попросту вырывает листы из этого, уже не столь точного описания, но такого же не приятного для охотников за памятью о блаженном старце Фаддее. "Текст без продолжения, т. к. в издании не хватает следующего листа. Внизу на полях записано: «Конца нет» ‑ ред". Можно с уверенностью сказать, что у блаженного Фаддея были не только почитатели, но и недоброжелатели, которые в конце концов сделали свое грязное дело. Попросту уничтожили документальные  свидетельства пребывания старца на земле Олонецкой. Но память о нем сохранил народ. Пусть больше мифологическую, но истинно народную. Которой не приминули  воспользоваться сегодняшние устроители новых российских порядков.
    И лукавит православный священник Константин Савандер утверждая, что "Это был один из простых людей, о котором мы знаем немногое".  
    И довольно дико читать "Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии", который рассказывает историю жизни старца Фаддея, без ссылок на доступные источники столь интересной информации,  если уже в 1894 году сведений о его жизни, кроме неких устных преданий, не существовало. (см. статью выше)

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.