Волх Всеславьевич
Святогор и Илья Муромец
Добрыня Никитич и змей
Добрыня и Алеша
Легенда о царе Соломоне
О пророке Илие и Св. чудотворце Николае
 

Былины Олонецкой губернииОбраз вои­на - защитника отечества всегда был близок любому на­роду. Уже византийские новеллы на основе жития создали привлекательный портрет воина - стойкого, непоколеби­мого и неуязвимого, который мстит за муки. На русской почве эти литературные произведения оказались созвуч­ными жестокой эпохе татарского нашествия и разорения земли русской. Народ ждал своего богатыря-освободителя.

...Он идет в родной город Чернигов (Каппадокия пре­вращается в русском эпосе в город Чернигов), идет по святой Руси, по сырой земле, видит ее разоренную и раз-воеванную, преодолевает все вражеские заставы и насти­гает своего мучителя, казнит его за кровь горячую хри­стианскую... Так рассказывается в духовном стихе-поэме о Георгии - славном воине, богатыре, мстителе.

Народ осознает диалектику движения вперед. Новый этап развития Руси - христианский более соразмерен и рационален, чем языческая эпоха. И былина признает победу христианства как более рациональной системы. Период язычества принимает в былине образ идола - Идолища, несоразмерного, уродливого. Былина отвергает эту несоразмерность как категорию, не находящую в жиз­ни применения, бесполезную и вредную: так Идолище - «росту трех сажен», в плечах «коса сажень», голова, «как пивной котел», а «глазища будто чашищи». И ест он «хлеба черного - по печи», по ушату «пьет пива пьяного», по быку «он ест к выти варева». Так же несоразмерна и сила древнего богатыря Святогора - земля его уже но­сить не может. Он окаменевает, и на смену ему приходит богатырь Илья Муромец, олицетворяющий новую эпоху.
Вопрос об отношении былины к христианству имеет важное мировоззренческое значение. Мы уже упомянули, что былина осуждает предшествующую христианству эпоху и утверждает победу новой религии над язычест­вом. Во многих былинах можно встретить характерные религиозные формулы:
Я ходил ко городу да к Ербсолиму Я господу да богу помолитися, Ко господню гробу приложитися, Во Ердан-реки да окупатися, У кипарисна деревца да сушитися. ...Я ко граду Киеву да пробираюся, Хочу господу я богу помолитися, Киево-печерским мощам да приложитися...

В то же время мы знаем, что устное народное творчество развивается в непримиримом мировоззренческом конфлик­те с религиозной идеологией. Может быть, былина исклю­чение? Давайте разберемся не спеша.
Былинный эпос возник на Руси задолго до принятия христианства. Этот факт уже сам по себе противоречит утверждению религиозной пропаганды о решающей роли православия в становлении русской культуры. Дохристи­анский слой легко обнаруживается в таких древних бы­линах, как «Святогор и тяга земная», «Сухман», «Волч Всеславьевич», «Иван   Годинович»,   «Михайло ПОТЫК»,
«Садко» и др. Реалии первобытного общества здесь наи­более отчетливы: древняя магия, оборотничество, тотемические представления, единение человека с одухотворенной природой, простые и жестокие отношения родового общест­ва. Былина «Садко» сохранила нам картины полнокровной жизни древнего Новгорода в дохристианскую эпоху, его обычаи, верования.
Следы первобытных воззрений сохранили и другие бы­лины в образе Соловья-разбойника - полузабытого пер­сонажа славянской демонологии, Идолища поганого - чудовища, созданного в глубинах первобытного вообра­жения человека, Змея Горыныча - мифологического чу­довища крылатого и хоботатого.
В. Г. Мирзоев характеризует былину «как древней­шую попытку народа оглянуться на свое прошлое. Огля­нуться, значит уйти вперед и с новых позиций из настоя­щего увидеть и оценить прошлое. Развитие русского фео­дального общества, его государственности, принятие новой религии - все это былина оценивает как шаг впе­ред. Она радуется успехам Руси»

Былина принимает новую эпоху Киевской Руси, воспе­вает ее как героическую, верит в потенциальные силы русского народа. Внешне она принимает и православие. Но только внешне. Героический стиль былин несовместим с христианской идеей смирения, покорности и аскетизма. Исполненная духа вольности, провозгласившая идеал свободной богатырской силы, показывающая в самом не­приглядном свете представителей власть имущих--бояр, духовенство и самого князя Владимира Красное Солныш­ко- равноапостольного святого, она скорее будила анти-церковные настроения, вела к стихийному протесту. Бы­лина уже почувствовала социальное неравенство нового общества и недвусмысленно выразила к этому свое от Былины как Народный героический эпос прямо противоположны рели­гиозным воззрениям. В них борьба, сражения, социаль­ный протест; религия же утверждает   смирение. Жизнь былины активна,  динамична,   полна  движения; религия .човет к пассивному ожиданию. В центре былины - чело­век- оратай, богатырь, калика, скоморох, купец; у ре­лигии- бог, святые, мученики. Герои былины борются и побеждают, сражаются за родную землю, сами выбира­ют себе дорогу, причем всегда самую трудную и опас­ную - эпос не позволяет легких путей. Религия возла­гает все надежды на небо. В былине жадное стремление к познанию, ради него герои готовы на любые подвиги. Былина размышляет о жизни и смерти, о сущности бытия и  цели  человеческого существования.   У религии ответ готов: жизнь па земле ради жизни вечной на небе. Рели­гия- враг познания. Вот почему церковь боролась с бы­линным эпосом, как и со скоморохами. Она видела в этом творчестве не только живое язычество, но и выражение социального протеста народа против феодального строя, представителем которого церковь и выступала. Сама яв­ляясь феодалом, церковь, естественно, не могла питать симпатий к былинам, в которых бояре да и сам князь Владимир изображались в довольно неприглядном виде. Бытование былин вело к бунтарству, антицерковиым на­строениям. Это церковь хорошо понимала. Будучи моно­польной обладательницей письменного слова, церковь не сохранила для потомков   ни   одного   былинного стиха. И уже только этим историческим фактом опровергается расхожий тезис апологетов религии о ее исключительной роли  в  сохранении  и  развитии  русской национальной культуры.

 

Фольклор жителей Олонецкой губернии

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.