ГлавнаяАрхивФольклор Олонецкой губернииФольклор населения Олонецкой губернии — Былички


 

Русские былички про лешего, черта, русалок  >>>

Вытегорская ведьма - Олонецкие былички  >>>

Фольклор населения Олонецкой губернии — БыличкиДеревня Лисицыно, что на востоке Заонежского полу­острова, прославлена тем, что здесь жила знаменитая Ирина Андреевна Федосова, народная поэтесса XIX века. Здесь, на Юсовой горе, открытой водному простору Онего, и похоронена. Но фольклорные традиции в этой деревне дожили до наших дней. Поэтому несколько лет назад я с группой школьников из Медвежьегорска пришел сюда.

На крыльце одного из домов стояла маленькая, сухонь­кая старушка.
Скажите, Касьянова здесь живет?
Как же, здесь, обязательно здесь. А надо-то по ка­ким делам?
Так вот и познакомились с ныне покойной Александ­рой Касьяновой, мастерицей рассказывать сказки и всякие рассказы.
«Вот сказывают, я еще в девках была,- записываю я от нее, - у нас в деревне у одного мужика дети играли на улице до зарей. А домой-то как их стали звать  не идут, не слушают. Ну, отец-то их с досады и послал к: ши­шам. Ночь-нет их. Искать уж стали - и не найдут. Весь следующий дён искали - нет, как сквозь землю упа­ли. Три дня искали. Нашли. И ведь рядом кружили, слы­шали голоса людей, а рот не спущал их шишак, и все тут! Девка-то так на всю жизнь ум и потеряла».

Рассказывала Александра Федоровна и о лесных свадь­бах лесовиков, о похищении ими жен, о баенниках...
Жанр, в котором рассказывала Касьянова свои исто­рии, широко бытует в Карелии и называется быличкой. Это рассказ о невероятных происшествиях с кем-то из жителей: о встречах с нечистой силой, о проклятых детях, о поисках кладов, о мертвецах и т. д. Рассказ ведется от первого лица или «очевидца» событий и потому имеет оттенок правдоподобия. Былички знают и пожилые, и дети, почти каждый в сельской местности расскажет вам исто рию -одна страшней другой, которая приключилась с ним или его знакомым. В основе всех рассказов лежат суеве­рия, характерные для данной сельской местности. Эмоцио­нальное воздействие этих рассказов очень велико и явля­ется одним из средств поддержания бытовой религиоз­ности населения.

Однажды в старинной поморской деревне Гридино ин­тересную быличку рассказал нам 78-летний помор Васи­лий Ефимов:
«Молодой я был, богохульством занимался: ходил по кладбищам -интересно было, есть ли каки привидения. Но вот на Новый год, знаешь ли, святки по-старинному, все гадают. Вот выпили мы с друзьями брагу и по­шли. Девок пугали у проруби. Они там гадали, чулок мочили.
Замерзли.
Дома,- говорю,- у меня брага есть. Пошли ко мне. Выпили по стаканчику.
Густовата у тебя брага. Не хочется боле,-гово­рят.- Давай-ка спать лягем.
И легли. Оны на кровати в задней комнате, я на печ­ке-в передней. Ладно! Долго ли, коротко ли спал я-до ветру захотелось. Я просто босой вышел к крылечку. Оно вот, рядом было. И обратно. Только к дверям подхожу, двое из дверей.
Вы чего?
А нам спать не захотелось...
Пришли в переднюю ко мне и рассуждают:
А знаешь, миродник, пойдем к нам, у нас брага есть, хороша брага.
Что вы, бог с вами, не пойду я.
И что-то жутко мне стало. Сидят они, вроде облачком прикрываются, они и не они вроде. И мысли пошли, что нечисто тут. Они просят меня, а не тянут, а я и не иду.
Ну, не хочешь, так мы по домам пойдем.
И ушли, а я пошел за ними закрывать. Только крюк наложил, как меня залихорадило, так дрожь взяла, что с места не могу сойти, хоть кричи. Я кое-как на корточках добрался до печки. Крутился-вертелся, а заснуть не могу И согреться тоже. Прихожу в заднюю половину, темно еще. Как схватил одеяло, а под ним ребята спят. Я их тормошить:

Историю рассказывает очевидец - с ним это было. Было ли? Или он вводит нас в заблуждение? Не все так просто в этих рассказах, как иногда мы склонны считать. И часто здесь нет обмана. Как справедливо считает из­вестный ученый-фольклорист и писатель Д. М. Балашов, многие из сюжетов быличек можно объяснить галлюцина­цией, воображением, обманом слуха, чему способствовали пустота и тишина северных лесов. Отдельные детали по­рождены вымыслом, увеличивающимся по мере распро­странения рассказа Галлюцинации как психические явления пристально изучаются врачами-психиатрами. Ис следования показали, что они вызываются многими причи­нами: недостатком информации в изоляции, болезнью, сильным перевозбуждением и расстройством нервной си­стемы, алкоголем...

Но самое интересное, что содержа­ние галлюцинаций соответствует  общераспространен­ным поверьям о нечистой силе, которая уносит людей. Ни­чего нового, чего бы не знало общественное сознание деревни, свидетель не рассказывает. И снова прав Д. М. Балашов, утверждая, что за быличками ощутимо вста­ют законы развития социальной психологии, массового со­знания народа. Законы эти очень мало изучены, но, во вся­ком случае, то, что принято воображением большинства, может в свою очередь влиять на человеческую жизнь, как и сугубо реальные явления действительности
Распространен в Карелии еще один тип быличек с тра­диционным сюжетом о кладах и мертвецах.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.