ГлавнаяАрхивФольклор Олонецкой губернииБеседы в Ухотской волости — Карельские беседы

Софронов А., крестьянин Ухотской волости. Беседы в Ухотской волости (Вытегорского уезда) // Олонецкие губернские ведомости. 1882. № 59. С. 705 – 707.

 

Олонецкая Летопись.

 

Беседы в Ухотской волости (Вытегорскаго уезда).

Борис Поморцев, "Субботний день"Как скоро окончатся полевые работы, и женщины приготовят лен для пряжи, у нас, в Ухте, начинаются беседы, т. е. собираются девицы, по вечерам, куда-либо, для пряжи, и вместе с тем, для препровождения долгих осенних вечеров с своими беседниками. Чаще всего они собираются на беседу, в дом какой-либо вдовы, и приходят к ней целую зиму, а иногда и несколько зим к ряду. В таком случае, дом этот приобретает общую известность ? сходбища девиц. При входе на беседу в будничное время, глазам вашим представится: лавки все заняты девицами всякаго возраста (у нас большой и малый ходят на одну беседу), сидящими за прялками и усердно прядущими лен, одетыми в ситцовые рубашки и печатные из холста сарафаны. На полу сидят только что прибывшие молодые парни, в рабочих, холстом крытых полушубках, в шапках, и раскуривают вообще принятый в настоящее время в употребление табак, занимая, у кого не окажется, друг у друга. В углу толпится несколько ребятишек, толкующих без умолку. Тошнота и жар в избе невыносимы. У печки стоит свитец с двумя зазженными березовыми лучинами, от которых дыму чуть не до полу. Покуривши, молодцы собираются идти по кругу (обнимать сидевших на лавках девиц). Обошедши, они кланяются, снимая шапки, и благодарят девиц за обним. Некоторые из них долго засиживаются у своих избранных собеседниц и сообщают им свои деревенские новости, в роде этих: «Акулина с Машкой сего дня разбранилась»; «я в лисе видал зайца», и т. п.
Все это говорится тихо-шепотом, как будто составляющее важный секрет. Маленькие ребятишки вскоре разбираются по домам; а вслед за ними уходят и большие, у которых нет тут беседниц. В избе делается просторно и не так уж жарко. Девицы, уставшие держать на коленях своих беседников, предлагают им сойти и сесть возле них, за прялку. Молодцы садятся, каждый к своей беседнице, и продолжают вести начатый разговор, в роде тех же деревенских новостей, и разговаривать почти безпрерывно, до конца самой беседы, прерывая ее, тогда только, когда бывает пляска «со вьюном» (молодец и девица за ручку). Встает с своего места молодец, подает девице руку и приглашает ее, преимущественно каждый свою беседницу, и оба начинают ходить по избе, делая три-четыре шага вперед и обратно. В это время девицы поют песню. Все эти песни поются скоро и на один мотив. Как скоро песня кончится, молодец кланяется своей девице и занимает прежнее место, а девица приглашает другого молодца. Опять новая песня и, по окончании её, молодец приглашает новую девушку и т. д. Мне удалось запомнить из этих песен несколько, которые привожу здесь.

1.
У Машечки жемчужку!
Чуть Маша вздыхала,
Ала ленточка в косе
Струями взвивалась.
Я Иванушка-дружка
Пламенно любила;
Из под тишинки его
Вздохом наградила.

2.
У порога места много ?
Не приходится стоять,
Не приходится стоять,
Поцелуя ожидать.
Ты, хороший молодец,
Проходи за воронец!
Там с тобой повидимся….
Целоваться завтра.
Если долго дожидаться,
Мы с тобою после;
За ушко да в крестики,
На хорошем местичке.

3.
Журавы то долгоноги
Не нашли пути-дороги.
Они шли стороной,
Боронили бороной.
Борона железная
Поцелуй, любезная.

4.
Ой девицы, ой, ой, ой,
Поступают чисто!
Посмотрите, у иной
Есть записок триста.
Все они лежат рядком
В ящиках секретных,
И девицы говорят
О дружках заветных.

5.
Одна горка высока,
А другая низка.
Одинъ милый далече,
А другой-от близко.
Уж я дальняго милова
Людям подарую;
Ближняго милова
Сто раз поцелую.

6.
Весел я весел
Теперешний час:
Вижу я, вижу
Любезную сейчасъ
Ходит, гуляет
Во зелем саду;
Щиплет, ломает
Зелен виноград.
Веточки бросает
К милому на диван.
Спише ли, не спише,
Ничего не говоришь.
Словечка не молвишь,
Ответу не подашь.

Беседы продолжаются до 12-ти, и иногда до 2-х часов.
В праздничное время беседа отличается тем, что девицы на беседу приходят без работы, и холщевые сарафаны заменяют ситцевыми, а молодцы в кумачных рубахах и суконных полушубках. Во время Филиппова поста, или в святки, собираются «гостибища» (приглашают девиц на неделю в гости из других деревень). В гостьбище приезжают на беседу из дальних деревень и заменяют лучину свечками. Бывают разныя русския пляски, например: «Зайцем», или «Жениться». Идет один молодец и пляшет; в это время девицы поют песни:

Что не зайчик пляшет,
Не беляйчик скачет.
У заюшка, у беляюшка
Ушка долги,
Ножки коротки.
Из под травоньки,
Из под муравоньки,
Что не тото ли стучит,
Что не тото ли бренчит.
Добрый молодец идет,
За собой девку ведет,
Сам не в значай выговаривает:
Кого я люблю, того я возьму;
Кого не люблю, того не возьму;
За собой не веду,
Молодой не зову.

По окончанеи песни, молодец берет левую руку девушки в свою правую и опять пляшет. Поется таже песня. Так наберется пар 5, 6, и затем, держа рука за руку, становятся вокруг. Из первой пары девушка заходит и расхаживает в кругу, а молодец около кругу. В это время поют опять другую песню:

Что во городе царевна, царевна;
По загороду цареве-сын, цареве-сыне,
Во городе стояла, стояла,
Золотым перстнем сеяла, сеяла,
Подзолоченым просвещала, просвещала.
Вы секите, холопа, ворота, ворота;
Секретарской сын во город, во город.
Вы сойдитесь-ко, близенько, близенько,
Поклонитесь-ко, низенько, низенько,
Обоймитесь-ко, плотненько, хорошенько.

Затем эта пара выходит из круга и идет около. А девицы поют песню:

Вы посмотритетъ-ко, бояра, бояра,
Какова наша молодая, молодая!
Она из тонка высока, высока;
Она из бела румянна, румянна;
Черноброва, круглолица, черноглаза.
Становитесь-ко свете на место, на место;
Тут тебе не невеста, не невеста.

И затем пара становится на прежнее место; идет таким же порядком следующая, и т. д. продолжается, покуда не исполнят всего все пары.
Не редко случается, что с беседы уведут девушку за муж, так как в Ухте еще подобный обычай не искоренился. Молодец, познакомившись с девицей где-либо у праздника, где девушка понравилась, начинает против нея аттаку. Проходит к ней зиму на беседу; предлагает девушке идти за него за муж; девушка соглашается и когда все с беседы разойдутся, уходит. Поутру встречаешь первую новость, что «Оксюха за Ваньку вечер с беседы за муж ушла». На следующий день, жених посылает «депутацию» с  водки в дом невесты, для заключения «мира». Отец, при встрече этих гостей, делается сердитым и долго ничего не говорит. Наконец, при убеждении послов, соглашается с условием заплатит за невесту столько-то руб., и дело, после долгих торгов, улаживается. Потом выпивается водка и депутация, получивши икону, благословение невесты на брак, возвращается в дом жениха. Затем делаются приготовления к венцу, и таким образом состряпалась свадьба. Не редко случается и то, что девушке придется при упорстве родителей, в благословении, просидеть в доме жениха не венчаной до 2-х недель, а если подойдет пост, то и больше. Свадьбы в Ухте делаются, за немногими исключениями, в таком порядке. Это происходит во первых потому, что родственникам невесты свадьба эта обходится дешевле, и во вторых из за несогласия родителей на брак невесты тогда, когда с женихом у ней дело положено.


Крестьянин Ухотской волости, Александр Софронов.

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.