ГлавнаяАрхивОлонецкие губернские ведомостиДеревня Проккойла и народное образование в ней.
История заселения Пудожа
История села Деревянное
Варашев камень - история
Предание о иконе Смоленской Божией Матери из д. Кинерма
Легенда о кладе в с. Челмужи
История г. Повенца
Самоеды
Водлозеро
Деревня Проккойла
Рыбалка в Олонецкой губернии
Изделия из соломы
История села Шуя
Дорога Петра первого в Повенецком уезде

Проккойла // Олонецкие губернские ведомости. 1879. № 33

Деревня Проккойла и народное образование в ней.

Деревня Проккойла – это один из медвежьих уголков Сямозерской волости, которой кто-то так удачно дал название «Олонецкой Сибири».  Находясь в 103 верстах от г. Петрозаводска, на почтовомъ тракте уезднаго земства, Проккойла лежит на небольшой возвышенности, невдалеке  от озера Сямозера, среди болот и лесных озер – «ламб». В деревне насчитывается около 27 домов, если, конечно, курную избушку в одно или  два оконца, можно назвать домом. Все дома в Проккойле построены по одному плану: черная изба и сбоку, на одних сенях, горница.

Исключение  составляют дома зажиточных, крестьян . Эти уже свои дома строят совсемъ в русском вкусе, т. е. таком, какъ принято строить в наших олонецких  деревнях с русским населениемъ. Жители Проккойлы – кореляки, голубоглазые, средняго роста, широконосые, с русыми, конечно не у каждаго,  волосами, они напоминают что-то среднее между русским и финном. Кореляк с виду – любезен, разговорчив, уважителен и, кажется, всем взял,  если бы не глаза, в которых так и написана природная хитрость. Он, например, в надежде заполучить лишнюю копейку, никогда не скажет вам  цены за продаваемый товар, а всегда говорит: «что дашъ».

Вдобавок кореляк страшно ленив, что и подтверждается здешней поговоркой:  «Диаде, терендяу пилуа.»    «А линда»? – «Муате тахтон». («Дядя, наточи пилу!». – «Некогда». «А что-же?»   «Спать хочу»). Главное занятие  жителей Проккойлы – земледелие по подсечной системе. Надо заметить, что кореляки вообще безцеремонно обращаются с землей. Не успеютъ  они на одном клочке земли подрубить лес, спалить его, возделать почву, смотришь, бросают и принимаются за другой, а в результате – на целые  десятки верст заброшенныя, поросшия канаброй и мелким кустарником, нивки. И лишь кое-где, по прихоти какого-нибудь чудака, раскинула на  просторе свои могучия ветви вечно зеленая сосна, или тянется, словно жалуясь, к небу высокая, стройная ель, напоминая людям о былой  величественности и красоте лесов.

Да, куда как упорен в труде человекъ! Сеется в Проккойле большею частью овес, который главным образом и  употребляется в пищу вместо ржаного хлеба. (Средний по достаткам мужик ежегодно засеваетъ – овса 15 меръ, ржи 4, жита 1 или 11/2 меры).  Впрочем, не меньше разводится картошки и репы, так что иной мужик успевает съедать за зиму до 100 меръ последней


Как подспорьем к существованию жители Проккойлы занимаются рыбной ловлей, отчасти на Сямозере (в 5 верст.), в погоне за лишней копейкой  и дома на своих лесных «ламбах». Главный предмет ловли – ряпушка. Сямозерская ряпушка славится и имеет сбыт в г. Олонце, куда  еженедельно стекается до 30 возов с этой рыбой. Ловят на Сямозере и крупную рыбу, напр., сигов, судаков но в малом количестве и поэтому эта  рыба важнаго значения не имеет. Существуют в Проккойле и отхожие промыслы

Весной, как только реки и озера очистятся от льда, в соседней  с Проккойлой реке Шуе начинаются сплавы лесов – торговой лесной фирмы Брант и К, и частных лесопромышленников – Громова, Калинина,  Трофимова, Пименова и мн. др. Вот сюда-то и торопятся проккойльцы и за ничтожную, иногда 30 к. в сутки плату работают не покладая рук целое  лето, с багром в руках и по колени в воде. Ходят проккойльцы и в город на заработки, а некоторые даже мальчиками бывали в Петербурге, но это  единичные случаи. На выгонке, а кто и в городе на заработках, они  мало-мальски подучились изъясняться по русски, хотя не в диковинку, если  мужик хлопает только глазами, слушая русскую речь.

Женщины в Проккойле с русским языком вовсе не знакомы и разве на все 27 домов  придется 2   3 бабы, с которыми еще можно переброситься русским словом. Корельский язык, если, конечно, смесь из русских, финских и  собственно корельских, без всякой доли образности слов, можно назвать языком, как-то своею крикливостью режетъ уши непривычному  человеку. Как особенности корельскаго языка – это отсутствие в речи предлогов, родовых окончаний имен существительных, незнакомые для  русскаго звуки, вроде средних между а-я, о-е, у-ю-а, я, о, е, у, и ю и произношение слов с ударением на первом слоге. С этими особенностями и  приходится бороться учителю корельской начальной школы и полагать не мало труда, прежде чем ребятишки поймут, что по русски не говорятъ  – «ученик писал, девочка читал» или «пойдет лес».

Описание Проккойлы и ея жителей я закончу, если скажу несколько словъ о развлечениях  деревенской молодежи. Картежная на деньги игра, игра в бабки, да так называемыя «беседы»   вот вам и все развлечения. В картежной игре на  деньги у нас в Проккойле существуют свои азартныя, как напр., «зайчи», «чистая мазь» и д. игры. Молодежь играет поголовно, да еще и с таким  азартом, что никому и на ум не придет, что у иного игрока и капитал то не более 10 коп. В бабки тоже играют на деньги и с неменьшим чемъ в  карты, азартом. Но главное развлечение  это «беседа». Летом она обыкновенно происходит на открытом воздухе, «на горке», а зимой где- нибудь в избе, уплачивая по 5 коп., с холостяка за помещение.

Впрочем слово «беседа» более употребительно в зимнее время, а летом его  можно заменить русским «игрище». Представьте себе небольшую комнату, освещенную лампочкой «не дунь в меня», сплошь набитую  молодыми людьми. Из них одна часть под собственное мурлыканье или, если есть, под гармонику танцует «ланцы и кадрель», а другая  посерьезнее нашептывает друг другу амуры.

Парни в шапкахъ. Слышны непристойныя шутки и «трехъэтажныя» слова подвыпивших холостяков,  а все это, словно в тумане застлано облаками густого табачнаго дыма. Поют и песни: корельских мало, больше русския, вроде фабричных –  «Чудный месяц», «Разлука», «Пастушка» и др., схватывая  один мотив и из пропетаго не понимая ни слова. Весело ли – право, не знаю, но  «беседа» иногда затягивается далеко за полночь, и только наступающий трудовой день заставляет молодежь разойтись по домам.

 

Деревня Проккойла

 

Вся Карелия здесь

История и культура древней Карелии
Карельский фольклор
Карельские сказки
Поморские сказки
Народные промыслы
Растительность, ископаемые, климат - карты
Русский лес в картинках
Природа Карелии
Растения Карелии
Птицы карельских лесов
Животные Карелии
Красная книга Карелии
Минералы
Карельский жемчуг
Малиновый кварцит
Эпос Калевала - краткое содержание
Мини-игры для всех возрастов
Песни о Карелии
Способы привлечения и подкормки птиц
Этнография карельского края
Жизнь леса - книга для внеклассного чтения
Петроглифы
Карельская береза
Эпос Калевала
Кижский архитектурный ансамбль
Рыбы Карелии
Карельские озера
Карельские реки
Заповедники и заказники
Карельская кухня
Фотографии карельской природы
Для похода
Юным туристам
Сочинения по литературе
Рефераты для всех - бесплатно
Моя Карелия 5 класс
Моя Карелия 6 класс
Моя Карелия для старших классов
Полезные ископаемые Карелии
Топонимика Карелии
Фотографии старого Петрозаводска
Зимующие и перелетные птицы
Календарь природы - Птицы

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.