ГлавнаяШкольные сочиненияПоэзия Анны Ахматовой

А.А.Ахматова

Поэзия Анны Ахматовой.

        А.А.Ахматова творила в очень сложное время,  время катастроф и социальных потрясений,  революций и войн.  Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью.

        Но несмотря  на  все эти обстоятельства поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.

        Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная,  но  от  этого ставшая еще ближе и роднее.  Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию,  так как она знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия.

                Не с теми я, кто бросил землю
                На растерзание врагам.
                Их грубой лести я не внемлю,
                Им песен я своих не дам.

        Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем году  вышел и поэтический сборник "Вечер".  Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Му-
за Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей "женской" поэзии.  Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики.
Ахматова в своих стихах является в  бесконечном  разнообразии  женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера передовой эпохи,  его истоков,  ломки нового становления.  Вот почему в 1921 году,  в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки:

                Все расхищено, предано, продано,
                Черной смерти мелькало крыло,
                Все голодной тоской изглодано,
                Отчего же нам стало светло?

        Так что  в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.  Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского
мира продолжалось всю жизнь.

        Есть центр,  который как бы сводит к себе весь  остальной  мир поэзии,  оказывается основным нервом,  идеей и принципом.  Это любовь.
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого  заявления себя в любви.  В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выражении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва,
смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с  неожиданным,  часто  прихотливо-капризным концом  психологического  сюжета  и к необычностям лирической баллады,  жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада").

        Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще  чаще  финал  и  окончание.  И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

                Слава тебе, безысходная боль,
                Умер вчера сероглазый король.
                А за окном шелестят тополя:
                Нет на земле твоего короля...

        Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

                О нет, я не тебя любила,
                Палила сладостным огнем,
                Так объясни, какая сила
                В печальном имени твоем.

        Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный.  Мотивы беды, трагедии звучат в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и других.

        В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, "последней свободой". Муза не покинула поэта, и она написала великий "Реквием".

        Таким образом,  в  творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь;
творчество было ее жизнью.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.