ГлавнаяАрхивФольклор Олонецкой губернииФольклор населения Олонецкой губернии-Апокриф

Фольклор населения Олонецкой губернии-АпокрифМне уже приходилось писать об этой интересной встре­че в Заонежье. 78-летний дед Васильев - хранитель ча­совни в деревне Марковщина - рассказывал нам (я был тогда со студентами) сюжет иконы «Георгий Победоно­сец». Рассказывал он так, что получилась у него занима­тельная сказка. Я ее дословно опубликовал в книге «Род­ники познания». Он рассказывал то, что видел на иконе: о всаднике на белом коне с пикой, о змее летучем с крас­ными когтистыми лапами и большим крылом, о царевне, одетой в расшитый золотом наряд, о красном городе и царе с царицей на высокой башне на городской стене. Икона эта была своеобразной картиной, в которой раз­новременные события совмещались в одной плоскости. Ста­рик тыкал корявым пальцем то в один, то в другой сюжет и рассказывал:

«В некотором царстве жил-был царь с царицей. И при­летал туда змей трехглавый, и прилетал и поедал людей-то. Тошно стало царям, когда черед  до царевны дошел. Вопит она о спасении, плачет, клянет долю-судьбинушку горькую. Приторпко, знать, стало ей. А в это время едет из армии солдат. Егорием звать, храброй и красивой, с пи­кой острой, на белом коне. Появился он у царя и спра­шивает:
-А что девка вопит-то?
Рассказал царь о беде, а Егорий и говорит:
-Не кручинься, государь, как змей прилетит - раз­буди меня,- и пошел спать.
Наутро прилетает трехглавый гад и. ищет царевну, а царь никак не может разбудить солдата. Спит-храпит солдат. Тогда стал царь пику из рук тянуть, солдат и проснулся. И видит - змей царевну тащит. Взмахнул он своей пикой и пронзил насквозь змея. Спас царевну, тут и радость, и пир на весь мир пошел - все это на иконе нарисовано.  Он рассказывал то, что видел на иконе: о всаднике на белом коне с пикой, о змее летучем с крас­ными когтистыми лапами и большим крылом, о царевне, одетой в расшитый золотом наряд, о красном городе и царе с царицей на высокой башне на городской стене. Икона эта была своеобразной картиной, в которой раз­новременные события совмещались в одной плоскости.

В каком житии вы найдете такой язык! И выручает ца­ревну простой солдат, что всегда выручал отчизну в труд­ный час. Традиционна и концовка произведения - как по­ложено в сказке: «Спас царевну -тут и радость и пир на весь мир!»

Случай подарил нам апокриф, особый жанр устного народного творчества, в основе которого лежит религиоз­ный сюжет. В Олонецком крае апокрифы получили широкое распространение. Сюжеты о богородице, Илье-пророке, Георгии Победоносце и других святых, близких к крестьянскому миру, часто попадали в былины, сказки, песни.
Вообще говоря, ранняя христианская легенда о римском воине, замученном гонителями христиан, еще в древности получила широкое распространение на русской почве. Георгий стал народным героем легенд, духовных стихов, сказок, былин. Полистайте жития святых: сонм мучени­ков - безликих, похожих друг на друга. И чудеса и под­виги их стереотипны: не горят в огне, меч не берет, не тро­гают дикие звери.

Очень немногих из них народ сделал своими героями. Нечто подобное рассказывает и житие о святом Георгии - его рубят топором, терзают пилами и гвоздями, надевают раскаленные сапоги, бросают в ко­тел с кипящей смолой, травят ядом, зарывают в землю. А он остается неуязвимым назло мучителям. Образ вои­на - защитника отечества всегда был близок любому на­роду.
Деревня Марковщина входит в Кузарандский куст, и, очевидно, Иван Васильев не раз слышал былины и сказки о Егории Храбром. В изложении такого мастера слова, как И. Федосова, текст получил блестящую поэти­ческую огранку:
В осьмом году, в осьмой тысящи, В осьмой тысящи, в марте месяце, В марте месяце напустил господь... Страсть великую, змию лютую.

У южных карел бытовал сказочный сюжет, в котором персонажами выступали бог или святые. Идет бедняк ис­кать кума для крещения своего ребенка. Встречается ему в облике мужика бог и просится в кумовья. Бедняк его отвергает, так как считает несправедливым: одним - бо­гатства, другим - всю жизнь бедность. Он де не признает равенства.

Сюжет этот рассказывается по-разному. Вместо бога иногда встречаются мужику святые - Илья, Никола. Так, в «Сказке о смерти» пошел мужик искать надежного кума и повстречал Илью. Просится Илья в кумовья, а му­жик ему: «Не могу тебя я взять в кумовья, очень уж ты слабый человек: кто тебе в церковь принесет пригоршню ржи, ты с тем и пойдешь». Встречает святого Николу. И того отвергает по той же причине: «Как тебе богатый мужик свечку пообещает, ты ему и начинаешь добро делать».
Сюжет отражает скептическое отношение карельского народа к богу и святым. Слабые они, ненадежные, легко их подкупить, кто больше пообещает, тому и служат.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.