ГлавнаяШкольные сочиненияИспользование приема антитезы у Л.Н.Толстого («Война и мир») и Ф.М.Достоевского («Преступление и наказание»).

Л.Н.Толстой.

Использование приема   антитезы  у  Л.Н.Толстого  ("Война  и  мир")  и
Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание").

        Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и мира"  и "Преступления и наказания",  заложенный уже в их заглавиях.  Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения  системы персонажей и приемов психологического изображения.
Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто  демонстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на человека.

        В самих заглавиях произведений Толстого и Достоевского  содержится проблема:  заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово "война" означает в "Войне и мире" не только военные действия,  не только события,  происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей /вспомним такую войну из-за наследства графа  Безухова/ и даже их душах.  Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово "мир":  миръ как антитеза войне и"мiръ" как общность  людей. Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало "Война и миръ",  то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеб-
лясь. Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у Пушкина в "Борисе Годунове":

                Описывай, не мудрствуя лукаво,

                Все то, чему свидетель в жизни будешь:

                Войну и мир, управу государей,

                Угодников святые чудеса.

        Уже в  пушкинском контексте сочетание "война и мир" становится ключом к историческому процессу в целом.  Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизнь, это вселенная.

        С другой стороны,  совершенно ясно, что понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле.

"Преступление и наказание" - это произведение,  ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.

        Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами:  на одном полюсе - добро и мир,  объединяющие людей,  на другом - зло и вражда,  разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности  во времени".  Герои, способные к душевному движению, к внутренним измене-
ниям,  по мысли автора,  несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем
романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной.

        Через весь  роман проходит антитеза "правильность - неправильность",  "внешняя красота - живое очарование". Для Толстого неправильные  и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее,  чем античная красота Элен: жизнерадостный, пусть и не к месту, смех Наташи в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен.  В поведении героев автор
также противопоставляет стихийное разумному,  естественное театральному.  Для  Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони.

        Законченным воплощением начала войны в романе  стал  Наполеон.
Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером.  Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные  образцы.  Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он является истинным выразителем духа нации.

        "Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану"  Курагиных.

        Антитеза "ложное  - истинное" используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев.  Так,  Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения,  а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает свой пистолет.

        В отличие  от  героев Толстого,  герои Достоевского никогда не изображаются однозначно:  человек у Достоевского всегда  противоречив, непознаваем  до  конца.  Его  герои  сочетают в себе две бездны разом:
бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма,  порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский.  Содержание "Преступления и наказания" составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести.

        Приемы, которые  Достоевский  использует  в  создании образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский  прибегает к приему двойного портретирования.  Причем первый портрет,  более обобщенный,  обычно спорит со вторым.  Так,  до совершения преступления  автор говорит о красоте Раскольникова,  о его прекрасных
глазах.  Но преступление не только запятнало его душу,  но и  оставило трагический отпечаток на лице.  На этот раз перед нами портрет убийцы.
В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи.

        Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался  очень  продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, для Толстого и Достоевского.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.