ГлавнаяКижский ансамбльКижский архитектурный ансамбль — Преображенская церковь

Кижский Архитектурный ансамбль
Легенды и быль
Преображенская церковь
Преображенская церковь - реставрация
Покровская церковь
Иконы Кижского ансамбля
Колокольня Кижского ансамбля

Преображенская церковьВпрочем, когда мы оказываемся на острове Кижи и под­ходим ближе к Преображенской церкви, складывается впе­чатление, что она вовсе не так грандиозна, как это каза­лось издали. Когда стоишь рядом с церковью, она ничуть не подавляет своим масштабом, хотя на самом деле это не маленькое сооружение - 37 метров в высоту! Неизвест­ные мастера решили сложнейшую архитектурную задачу - сделали высокую постройку соразмерной человеческому росту. Очевидно, сыграло свою роль и то, что церковь сло­жена из бревен - «человеческих» по масштабу компонен­тов,- и, конечно, то, что ее фасады «складываются» из пяти ярусов глав. Главы всех ярусов разновелики: самые большие купола составляют третий ярус, чуть поменьше главы - в первом ряду, и самые маленькие - в четвертом.
Благодаря этому создается сложный, пульсирующий ритм, который увлекает за собою взгляд вверх и лишает фасады церкви монотонности и монолитности, зрительно облегчая ее объем. Когда смотришь на Преображенскую церковь вблизи, ощущаешь ту легкость, почти непринужденность, с которой взбегают вверх главы, единым и мощным движе­нием возносящие к небу главный, центральный купол. Два дцать две главы - удивительный каскад, ниспадающий с вершины церкви. Недаром Игорь Грабарь назвал этот па­мятник «несравненной сказкой куполов»...

Каждая из двадцати двух глав Преображенской церкви покрыта серебристой чешуей лемеха - небольшими осиновы­ми дощечками. Лемех - это деревянная черепица, тради­ционное для русской деревянной архитектуры покрытие. Каждая лемешинка вытесывалась топором, а всего их на церкви несколько десятков тысяч!
Народные архитекторы прекрасно разбирались в свойст­вах разных пород дерева и отнюдь не случайно делали лемех осиновым - в отличие, например, от срубов, которые всегда складывали из сосновых бревен. Осина-легкое, пластичное дерево, прекрасно поддающееся обработке. При вытесывании лемешины умелому мастеру несложно придать ей нужный изгиб, чтобы деревянная черепица плотно об­легала округлые поверхности глав и бочек. Еще одно свой­ство осины - от влаги она разбухает, и поэтому во время дождя лемех уплотняется, не пропускает воду внутрь церк­ви. И, наконец, самое важное в художественном отношении свойство: осиновые пластины тонко реагируют на освещение. При ярком солнце лемех серебрится и сияет, в пасмурный день имеет матовый, стальной оттенок, на закате приоб­ретает розоватый отсвет. Благодаря переменчивости, игре красок лемеховой кровли церковь в разное время суток из­меняет свой облик, приобретая новые оттенки.

Если лемех всегда вытесывался из осины, то стены северных храмов (как, впрочем, и домов, бань и амбаров - всех творений народных архитекторов) рубились из сосны - смолистого, мелкослойного дерева. Именно рубились - ибо пилой для обработки бревен до второй половины XIX века мастера не пользовались, прекрасно, впрочем, зная этот инструмент. Объяснение состоит в том, что дерево, отесан­ное топором, сохраняется лучше, чем опиленное. В первом случае на торцах бревен забиваются поры, влага не про­никает внутрь, и дерево как бы консервируется, пропитав­шись своей смолой. Распиленное же бревно на торцах «махрится», волокна его разорваны, поры открыты, и оно впи­тывает в себя влагу, а потому и гниет быстрее.
Кроме топора народные мастера, конечно, использовали и другие орудия, среди них - струг, долото, тесло, скобель, коловорот. Почти неизменными эти инструменты плотницко­го ремесла дошли до XVIII-XIX веков со времен средне­вековья. Все произведения народной деревянной архитек­туры, сооружения, удивляющие нас сегодня совершенством форм и законченностью исполнения, были созданы этими простейшими орудиями, творившими чудеса в руках масте­ров. Одно из таких чудес - кижская Преображенская церковь.

Архитектура - специфическое искусство. Архитектурное сооружение должно не только радовать своей красотой, выражать некий художественный идеал, но и быть проч­ным, продуманным инженерным сооружением. В этом смысле Преображенская церковь тоже выдающееся произведение. Оказывается, весь каскад глав и бочек, располагающихся ступенчато, в пять ярусов, является остроумной и безуко­ризненной системой защиты от влаги.

Движение потоков воды во время дождя проследить несложно: с верхних главок - на нижние, с них - на бочки, с бочек - по полицам1, а полицы сбрасывают дождевые струи за стены храма. Для дополнительной подстраховки внутри церкви, над потолком,- двойная кровля, проложен­ная берестой (одно из свойств бересты - не пропускать влагу). От внутреннего двойного перекрытия отходят два мощных водомета, расположенные один над другим. Они отводили воду от стен церкви. Столь надежная защита более двухсот семидесяти лет предохраняла церковь от про­никновения влаги, а значит, от гниения, плесени, грибка - всего того, что так быстро разрушает дерево.

И все же время не пощадило Преображенскую церковь. Дерево стареет, ветшает - и ослабевает конструкция, лома­ются детали. Процесс старения стал заметен, очевидно, уже в прошлом веке. Недаром во второй половине XIX века стены церкви были закрыты тесовой обшивкой, своего рода каркасом, державшим срубы, не давая им крениться. У об­шивки была и другая функция: она „облагораживала" внеш­ний облик храма, подгоняя его под стандарты XIX столетия. В те времена это называлось «благолепное поновление». Чтобы добиться еще большего «благолепия», лемеховые главки покрыли кровельным железом. Церковь стала со­храннее, но зато получила скучный, невыразительный футляр, скрывший упругую пластику бревенчатых срубов и ажурность лемеховых глав.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.