ГлавнаяКижский ансамбльКижский архитектурный ансамбль — легенды и быль

Кижский Архитектурный ансамбль
Легенды и быль
Преображенская церковь
Преображенская церковь - реставрация
Покровская церковь
Иконы Кижского ансамбля
Колокольня Кижского ансамбля


Кижский архитектурный ансамбль - легенды и быльНа острове Кижи сохранилась легенда, согласно которой Преображенскую церковь построил один-единственный мас­тер. Окончив работу, последний раз взмахнув топором, он отошел подальше, на берег озера, и оттуда долго смотрел на творение своих рук. А потом размахнулся и бросил топор в воду, сказав при этом: «Построил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет и не будет такой».

Легенда нереальна, как всякое творение народной фан­тазии. Такое сложное, колоссальное сооружение, как Пре­ображенская церковь, не мог построить один человек. Плот­ники всегда работали артелями, которые включали по не­скольку десятков мастеров. Однако так ли важна для нас подлинность этого рассказа? Гораздо важнее другое - не­известные творцы легенды выразили в ней свое представ­ление о величии таланта безымянных архитекторов, соз­давших совершенное, неповторимое произведение. Так на­родные поэты рассказали о народных зодчих, об уникаль­ности созданного ими храма.

Что означает «не было, нет и не будет такой»? Ведь на самом деле есть если не абсолютно аналогичные, то близкие по композиции и формам постройки. Была и не­посредственная, по мнению многих исследователей, пред­шественница - двадцатичетырехглавая Покровская церковь в селе Анхимово на восточном берегу Онежского озера (Анхимовская церковь сгорела вследствие преступной не­брежности в 1962 году). И вообще в конструкции Пре­ображенской церкви нет ни одного принципиально нового, неизвестного ранее элемента, приема, формы. Здесь все ос­новано на незыблемых, многовековых традициях русской деревянной архитектуры.
В основе композиции церкви - давно известный в рус­ском зодчестве прием: три восьмерика «мал мала меньше», поставленные друг на друга. К нижему мощному восьмерику по сторонам света пристроены четыре двухступенчатых прируба, придающие всему сооружению большую устой­чивость. Нижние ступени прирубов перекрыты бочками, которые венчаются главами. Это первый, самый нижний ярус глав. Вторые ступени прирубов также завершаются бочками и главами. Основной восьмерик со всех восьми сторон венчается главами, поставленными на бочки,- это третий ярус глав. На нижний восьмерик поставлен второй, поменьше, и на нем, в свою очередь, четыре бочки и главы, ориентированные по сторонам света,- четвертый ярус. И, наконец, на втором восьмерике - третий, самый маленький, который венчается центральной мощной главой, поставленной на барабан.
Восьмерик, прируб, бочка, главка - все эти элементы глубоко традиционны для русской деревянной архитектуры. Известны и ярусные композиции, и так называемые «круг­лые», «о двадцати стенах» храмы - то есть центричные, всефасадные сооружения. Уникальность Преображенской церкви - не в открытии новых приемов и элементов, а в до­ведении до совершенства старых, уже известных. «Этот храм есть последний этап на пути развития национальной русской архитектуры,- писал И. Э. Грабарь.- Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие соз­данных народом форм».
Посмотрим на Преображенскую церковь издалека, с воды или с соседних островов,- она хорошо видна отовсюду. Перед нами - стройный пирамидальный силуэт, напоминаю­щий мощную, идеальную по пропорциям ель. Многочислен­ные конструктивные элементы, все эти восьмерики, прирубы, бочки и главки, собраны воедино, подчинены одной, господ­ствующей здесь архитектурной идее - устремленности вверх. Главы трех нижних ярусов на одну треть «вдвинуты» в бочки, тем самым они плотнее прижимаются к туловищу церкви, делают ее силуэт органичным, цельным. Отсюда и особая монументальность сооружения. Издали Преобра­женская церковь кажется гигантской. Она возвышается над плоскостью острова Кижи и гладью озера, господ­ствует над окружающим пространством...
Очевидно, главная цель зодчих в том и состояла - церковь должна воздействовать на человека издалека, за­долго до того, как он приблизится к острову Кижи и ступит на его берег. Ведь кижские храмы сооружались прежде всего для крестьян, жителей Кижского погоста. Они были рассчитаны на людей, живших в окрестных деревнях (почти из каждой деревни они видны), на людей, приезжавших в Кижи (летом - на лодках, зимой - на санях) на праздник или крестьянский сход. Преображенская церковь должна была стать главным храмом погоста, гордостью всей округи. Потому и поставили ее зодчие на возвышенное место, чтобы она была видна отовсюду. Потому и сделали «круглой» - чтобы из каждой деревни ее силуэт виделся одинаковым, чтобы все жители погоста были в этом отношении «на равных». Потому так органичен и монументален ее силуэт...

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.