ГлавнаяКижский ансамбльКижский архитектурный ансамбль

Кижский Архитектурный ансамбль
Легенды и быль
Преображенская церковь
Преображенская церковь - реставрация
Покровская церковь
Иконы Кижского ансамбля
Колокольня Кижского ансамбля

Кижский архитектурный ансамбльМы произносим слово «Кижи» - и перед мысленным взором появляется триединый многоглавый силуэт: две церк­ви и колокольня - Кижский архитектурный ансамбль. Мы приближаемся к острову Кижи - и перед нами уже наяву встают кижские храмы, такие разные и такие неразрывно слитные. Кижи без них немыслимы, как невероятны они и без водных просторов Онего, без островов, покрытых мелколесьем, без огромного, необъятного небесного свода. Неразрывное единство воды, неба и великой архитектуры! Кажется, будто эта гармония существует вечно, будто храмы родились вместе с озером и островом...
Кижский архитектурный ансамбль - прекрасное творе­ние человеческих рук, и как каждое архитектурное соору­жение, он имеет свою историю. Она теснейшим образом связана с историей острова Кижи, и поэтому изложить «биографию» кижских храмов невозможно без рассказа о той земле, на которой они стоят.
Остров Кижи с древнейших времен был центром большой округи. Название острова происходит от карельского слова «кйжат» - игрища. Очевидно, здесь, на этом небольшом ост­рове, собирались некогда на языческие действа - игрища - древние финноугорские племена, обитавшие ранее в этих местах.

Во времена средневековья территория Заонежья - а в ее составе и остров Кижи - была заселена русскими, выход­цами из Новгородской феодальной республики. Новые обита­тели края частично ассимилировали, частично оттеснили местное население, принесли с собою новую религию - православие, однако проявили мудрую терпимость к древним языческим святыням. Остров Кижи сохранил роль центра для окрестных земель. Это подтверждается документами: писцовые книги' на протяжении XVI-XVII веков неоднократно сообщают о «Спасском Кижском погосте» с центром на острове Кижи.
В писцовой книге 1582-1583 годов московского дьяка Андрея Плещеева есть и более подробное свидетельство: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».

Конечно, это не те храмы, которые сейчас стоят в Кижах, это их предшественники и «тезки». Но существование их в XVI веке - свидетельство того, что уже в то время Кижи были центром религиозной жизни всей округи, и не только религиозной, но и общественной жизни. Здесь, в Кижах, происходили многолюдные крестьянские сходы - суёмы, на которых решались важнейшие для крестьянского мира вопро­сы (а Кижский погост уже в середине XVI века вклю­чал в себя 130 деревень!). В Кижах оглашались для жителей царские указы. Позже здесь, в церквах, размещалась земская школа...

Как выглядели кижские храмы той поры, мы не знаем. По свидетельству переписи 1616 года, Преображенская церковь - «древяная с папертми, верх шатровой», а о По­кровской церкви говорится только, что она «теплая с тра­пезою древяна». Нет уверенности и в том, что храмы-пред­шественники стояли на месте нынешних. Обе церкви погиб­ли в конце XVII века. Есть документальное свидетель­ство, что в 1693 году они сгорели от удара молнии.

Погост не мог долго существовать без церкви - негде было совершать обряды, проводить еженедельные по пра­вославным правилам службы. Негде было собираться «всем миром» для решения насущных вопросов. Нужно было соз­давать новые храмы. Причем, как это было принято в се­верных погостах, обязательно два - летний, неотапливае­мый, и зимний, теплый. Кижане решили, видимо, начать с зимней церкви. В «Отпиской и отказной книге крестьян­ских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста С деревнями и починками, приписанными к железодела­тельным заводам Бутенанта фон Розенбуша», датируемой 1698 годом, говорится: «На погосте строет церковь новую теплую, клецки во имя Покрова Богородицы...» Очевидно, эта церковь - предшественница ныне существующей (под­робнее об этом далее).

Начав разговор об истории постройки кижских храмов, мы вступили в область догадок. До сих пор в архивах не обнаружено точных документальных сведений об истории Преображенской и Покровской церквей. Все существующие данные косвенны, каждое из них требует дополнительного подтверждения. Есть и абсолютно белые пятна. Одно из них - кто автор знаменитой Преображенской церкви, глав­ного сооружения ансамбля, вершины русской деревянной архитектуры.
Никаких документальных свидетельств о строительстве Преображенской церкви пока не обнаружено. Единственное достоверное сведение - дата освящения церкви, 1714 год. Очевидно, постройка храма закончилась незадолго до этого. Кто те люди, чьими руками воздвигались эти стены? Ответа на этот вопрос пока нет/
В разделе использованы материалы книги М.А. Витухновской Кижи. Путеводитель по музею-заповеднику. Петрозаводск. Карелия. 1988 г.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.