ГлавнаяКижский ансамбльКижский архитектурный ансамбль — Покровская церковь

Кижский Архитектурный ансамбль
Легенды и быль
Преображенская церковь
Преображенская церковь - реставрация
Покровская церковь
Иконы Кижского ансамбля
Колокольня Кижского ансамбля

Покровская  церковь КижиИстория и причины постройки Покровской церкви в Ки­жах вызывают много вопросов. Пожалуй, проще всего ре­шается вопрос о том, зачем была нужна Покровская церковь рядом с Преображенской. Мы уже говорили о том, что на каждом северном погосте было две церкви - зимняя, теплая, и летняя, холодная.

Причем летняя церковь, как правило, строилась более нарядной, высокой, монументальной - зод­чим не нужно было думать при ее постройке о необходи­мости сохранять в помещении тепло (а это значит - умень­шать размеры здания). Зимняя церковь всегда была мень­ше и проще, однако использовали ее на Севере дольше - с октября по май, пока на улице не потеплеет.
Покровская церковь в Кижах строилась как зимняя. В истории ее создания много неясностей. Например, до или после Преображенской церкви она была сооружена? До недавнего времени считалось бесспорным, что - после. Это подтверждалось известной по документам датой постройки - 1764 год. Однако недавно сотрудники кижского музея Б. А. и В. А. Гущины поставили эту дату под сомнение. Ими был обнаружен документ (уже цитированный нами), в ко­тором говорится, что на погосте в Кижах в 1698-1699 годах возводилась церковь „новая, теплая, клецки во имя Покрова Богородицы".
Казалось бы, теперь истина установлена, дата постройки уточнена... Однако не стоит спешить с выводами. Ведь в документе речь идет о клетской церкви (то есть такой, в основе которой лежит четырехгранный сруб, покрытый двускатной кровлей), а существующая ныне Покровская церковь относится к широко распространенному в деревян­ной архитектуре типу «восьмерик на четверике». Автор документа не мог так грубо ошибиться.

 


В. А. и Б. А. Гущины предположили, что в ходе строи­тельства планы архитекторов изменились и клетскую церковь переделали в восьмериковую. Эта гипотеза сомнительна, так как клетскую постройку невозможно «модифицировать» таким образом, чтобы она стала восьмериковой. Да и об­следование сруба Покровской церкви не дает основания говорить о том, что она была перестроена. Скорее всего, клетская церковь конца XVII века была позже просто заме­нена существующей ныне.
Но на этом «загадки» Покровской церкви не кончаются.

 

Специалистов по народной деревянной архитектуре неизмен­но удивляет девятиглавое завершение храма. Дело в том, что церкви типа «восьмерик на четверике» по установившейся традиции почти всегда завершались шатрами. В архитек­туре Покровской церкви эта традиция почему-то нарушена. Исследователей заинтересовал вопрос: не является ли много­главое покрытие позднейшей переделкой? Решением этого вопроса занялся профессор архитектуры Л. М. Лисенко. Он обследовал внутренность восьмерика и обнаружил в нем ряд элементов конструкции шатра, например, опорное брев­но, не связанное с конструкциями многоглавого верха, следы врубок, гнезд, пазов. Исследователь сделал вывод о том, что первоначально Покровская церковь была шатровой либо сооружение шатра было подготовлено, но так и не осуще­ствлено.

 

Как бы ни обстояло дело с возведением многоглавого верха  Покровской церкви,  нельзя  не подивиться чутью
и таланту безымянных зодчих, с таким блеском решивших проблему создания архитектурного ансамбля. Ситуация, в которой они находились, была очень сложной: ведь рядом стояла Преображенская церковь. Народные мастера понима­ли: соперничать с нею бессмысленно, более того - убий­ственно для обоих сооружений. Нужно было пойти по иному пути: «подчинить» Покровскую церковь, сделать так, чтобы она вторила Преображенской, была ее дополнением, свое­образным архитектурным эхом.
Как нельзя лучше выполняет эту задачу девятиглавое завершение. Оно само - как бы Преображенская церковь в миниатюре, в нем повторена ее основная архитектурная идея - пирамидальность, устремленность вверх. Восемь гла­вок окружают девятую, центральную, каждая из глав по­ставлена на небольшой восьмерик, что придает им большую легкость, стройность. И еще: приподнятые на восьмерички главы достигают одного уровня с третьим ярусом глав Преображенской церкви. Поэтому, когда мы смотрим на Кижский ансамбль с юго-востока и обе церкви как бы совмещаются, „накладываются" друг на друга, происходит зрительное слияние их многоглавых завершений - храмы соединяются в единое, неразрывное целое.

 


Преображенская церковь пирамидальна, Покровская, как бы уравновешивая ее композиционно, слегка расширяется кверху. Это расширение происходит в верхней части вось­мерика- он завершается плавным и упругим повалом. Повал - традиционный элемент народной деревянной архи­тектуры. Его назначение двояко: с одной стороны, ожив­ление силуэта, избавление его от монотонности и сухости, с другой - защита от влаги. Благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба - и дождевая вода не попадает на стены церкви.

 

Покровская церковь украшена скупо. Один из немногих элементов ее убранства - резной зубчатый фронтонный пояс, который, по образному определению А. В. Ополовникова, «вносит в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности». Как и повал, фронтонный поясок - не только декорация, но и средство защиты от влаги. За каждым из треугольных фронтончиков - желобок, куда собирается дождевая вода. Нижние зубчики фронтонного пояса осащены водометами, по кото­рым вода отбрасывается от срубов церкви Поднимемся по ступеням на высокое одномаршевое крыльцо, войдем в Покровскую церковь. Перед нами - ан­филада из четырех небольших помещений. Все помещения, по незыблемым законам церковной архитектуры, располо­жены друг за другом с запада на восток. Войдя в церковь, мы прежде всего оказываемся в сенях. Это необходимая часть каждого северного строения, будь то изба, баня или церковь. Сени предохраняют внутренние помещения от хо­лодного воздуха.

 


В сенях Покровской церкви расположена небольшая выставка, посвященная Кижскому восстанию 1769-1771 го­дов. Здесь можно увидеть карту Олонецкой провинции с отмеченными на ней местами
расположения Петровских заводов. Тут же экспонируются орудия восставших и ка­рателей, фотокопии челобитных крестьян и донесений о по­давлении восстания. Ознакомившись с выставкой, перейдем в следующее помещение церкви - трапезную, которая то­же, и самым непосредственным образом, связана с Киж-ским восстанием. Ведь в старину именно здесь, в трапезной, собирались зимой крестьянские сходы. Эти стены были сви­детелями жарких споров и смелых решений «возмутителей»...
Вообще роль трапезных в северных церквах весьма раз­нообразна. Чаще всего они использовались как места чисто «мирского» назначения: здесь проводились суёмы и при­нимались общие для всего крестьянского мира решения, здесь оглашались царские указы, в более позднее время в трапезных проходили занятия церковноприходских школ. Недаром вдоль стен трапезной Покровской церкви распо­ложены лавки, в углах ее находились печи.

 


Сейчас в трапезной Покровской церкви разместилась небольшая выставка «Древнерусская живопись Карелии» из фондов музея «Кижи». На фоне золотистых бревенчатых стен мерцают теплые, неяркие краски северных икон. Экс­понируемые произведения принято причислять к так назы­ваемым «северным письмам» - особому направлению древ­нерусской живописи, сложившемуся на Русском Севере. Их отличает приверженность чисто народной эстетике, лю­бовь к простоте и лаконизму, «очеловечивание» персонажей, частое изображение святых - «покровителей» крестьянских работ.

 

Шатер - крутое многоскатное или коническое покрытие.

Повал - верхняя расширяющаяся часть сруба.

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.