ГлавнаяШкольные сочиненияПринципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Л.Н.Толстой

Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

        Философскому, историческому  роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" присущи также и  черты  романа  психологического.  Страница  за страницей  раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их
похожести и разнообразии, статичности или изменяемости.

        Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению,  стремление к самосовершествованию,  к нравственному поиску.  Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга.  Показательно,  что все они красивы,  но красивы мертвенной,  застывшей красотой.  Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся  детали,  и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское само-
довольное лицо князя Василия,  кудри красавца Анатоля,  мраморно-белые обнаженные плечи Элен.

        В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне,  но наделены внутренней красотой.  Они способны к  самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое,  кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин,  Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх - герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.

        Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы  ложных  ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государственной службе.

        Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения  изменения  душевных  состояний своих героев,  открыл то,  что впоследствии Чернышевский назвал "диалектикой души".  Вспомним, к примеру, ту сцену в романе,  в которой Николай,  проигравший Долохову огромную сумму денег,  возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, услы-
шав пение Наташи,  понимает,  что это важно всегда,  а все остальное - преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является Аустерлиц  с его небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой, под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь.

        Важным для раскрытия психологии героев является  для  Толстого их отношение к другим людям,  способность отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней,  а также отношение людей к вечным человеческим ценностям:  любви,  природе, искусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого. Как,
например,  семья Курагиных,  которую и семьей назвать сложно.  Ведь их объединение лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой поэзии", которая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже не  воспринимают себя как близких людей /достаточно вспомнить нездоро-
вый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительской любви" и дети -"обуза его существования".  Можно  также  вспомнить  о бездетной  Шерер и о слезах растроганного Наполеона,  когда тот глядит на портрет сына /любовь - явно не самое главное  чувство,  которое  он
при этом испытывает.

        Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе,  находит отклик в их душах.  Героям открывается  их "собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах.

        Важный принцип психологического анализа  -  изображение  снов.
Так,  сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия,  которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной.  Сон Пети - сон светлый,  гармоничный,  сон Николая Болконского - сон "болконский", рассудочный, проблематичный.

        Толстой показывает  своих  героев  в их отношении к искусству, которое выявляет у одних фальш и бездуховность, у других -тонкость душевного  восприятия  и  глубину чувств.  Вспомним о роли музыки в доме Ростовых,  об оперном спектакле,  показанном сквозь призму  восприятия Наташи.

        Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те,  кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно жизненными, а характеры их - психологически достоверными, многогранными.
 

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.